+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Лепбук "Звук [Ш]

Автор: Кырчанова Елена Павловна

Лэпбук в работе учителя- логопеда

  Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой  самодельную тематическую  или интерактивную папку, или книжку-раскладушку. Это бумажная книжка с различными кармашками, окошечками, подвижными деталями, мини- книгами, вкладками, в которую помещены материалы на одну тему. Всё это ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению или по просьбе взрослого.

Для изготовления интерактивной папки подбираются игры и упражнения, красочный наглядный материал, способствующий развитию и исправлению нарушений всех компонентов речевой системы у детей. Все материалы пособия несут в себе познавательную, обучающую и развивающую функцию.

Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков разных размеров и конфигураций, окошечек, книжек-раскладушек в виде гармошки, завязанных ленточек и подвижных деталей, также способствует развитию мелкой моторики детей.

      Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям  мною был разработан звуковой лэпбук «Звук [ш] и буквы Ш,ш».  Данное дидактическое пособие  предназначено для детей младшего школьного возраста.

Содержание лэпбука:

-карточки для проведения артикуляционной гимнастики,

-пособие на выработку направленной воздушной струи,

-задания и игры  на автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях,

-задания  для развития фонематических процессов,

- задания на развитие связной речи;

- задания на развитие мелкой моторики.

Лепбук  может легко обновляться, дополняться, усложняться.

Лэпбук информативен, многофункционален, вариативен, обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, позволяет активизировать познавательные способности детей и одновременно корректировать нарушения в речевой сфере и соответствует требованиям ФГОС к пространственной предметно-развивающей среде:

трансформируемость – лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональность – можно использовать в работе как со всей группой, так и с подгруппой и индивидуально;

вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивает свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирует их активность;

доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность;

насыщенность – среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много различного  дидактического  материала.  

Цель:

-создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка или группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [ш] с использованием дидактического пособия «Лэпбук «Звук [ш] и буквы Ш,ш».

Задачи:

Образовательные:

-Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [ш], используя тематические карточки;

-способствовать правильному речевому выдоху при произношении шипящих звуков, выработке направленной воздушной струи, используя пособие «Шарик»;

-научить правильно проговаривать звук [ш] изолированно, соотносить звук и букву Ш;

 -обучать чтению слогов с использованием буквы Ш,  составлять слова с прочитанными  слогами (ША – шапка,  и т.д.);

-находить в словах звук [Ш] в разных словах;

-определять место  звука [ш] в словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова);

-автоматизировать звук [ш] в предложениях;

-автоматизировать звук [ш] в чистоговорках, скороговорок, загадках, насыщенных звуком [ш]; 

-способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;

-развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

-развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Загадочные картинки», называя наложенные друг на друга контуры предметов со звуком [ш];

-развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений и буквы Ш;

-развивать умение ориентироваться на листе бумаги, опираясь на ориентацию по отношению к собственному телу (правая и левая рука);

-развивать умение ориентироваться на листе бумаги, используя понятия «по часовой стрелке», «против часовой стрелки»;

-стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

-воспитывать усидчивость;

-формировать самоконтроль за речью;

-побуждать к активности в получении новых знаний;

-формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Содержание

Содержание пособия включает  задания на автоматизацию звука «Ш». Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.

1. Артикуляционная гимнастика  в картинках.

Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата

Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для нормированного произношения звука [ш]

Цель: учить детей, используя карточки, самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения, необходимые для правильного произнесения звука.

Упражнения: «Маляр», «Чашечка», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Грибок»,  «Лошадка».

2.  Игры со звуком [Ш]

·        Игра «Определи место звука в слове»

Цель: упражнение в определении места звука в слове (в начале, середине, конце).

Логопед называет слова, где звук [ш]   находится в начале, середине или конце. Ребенок должен определить место звука в слове и передвинуть машинку в нужную схему  (начало, середина, конец).

·        Игра «Не ошибись»

Цель: развитие фонематического слуха.

Учитель называет слово, а ученик находит только ту  картинку, в названиях  которых есть звук [Ш].

·        Игра  «Сделай букву сам»

Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.

Прослушай стихотворение и выложи букву Ш из полосок бумаги ( из счетных палочек, из палочек от мороженого и др).

Одна палочка лежит,

Три на ней стоят –

Это буква Ш

Смотрит на ребят.

Обведи букву Ш пальчиком и повтори стихотворение.

·        Игра- пазлы «Буква Ш»

Ребёнок выкладывает букву- пазлы и называет предметы, изображённые на букве, чётко проговаривая звук [Ш]

 3. Игры со слогами.

Цель: автоматизация произношения звука[Ш] в слогах.    

·        «Поймай шарик». Чтение открытых и закрытых слогов.

Ребенку предлагается прочитать открытые и закрытые слоги (по дорожке провести пальчиком,  от буквы Ш к буквам, обозначающим  гласные звуки  и наоборот).

·        «Доскажи словечко»

Ребёнку предлагается дополнить слог так, чтобы получилось слово: уш-ко, ши-на и др.

4. Игры со словами.

Цель: автоматизация произношения звука [Ш] в словах, развитие обобщающей  функции  речи, грамматики, фонематического слуха, обогащение  словарного запаса.

·        «Найди половинку- собери  картинку»

Ребёнок должен соединить все половинки предметов, называя каждый  предмет со звуком [Ш].

·        «Домино»

Выкладывая карточки, называть слова со звуком [Ш]

Вариант 1

Попутно выполняются следующие задания: деление  слоги, выделение первого (последнего, третьего) звука, составление предложений с картинкой, с парой картинок и др.

Вариант 2

Цель: закрепление умения согласовывать имена существительные  и числительные в роде, числе, падеже.

К картинке с изображением  одного предмета, подбирают картинку с изображением нескольких таких предметов, называют  слово, четко произнося звук [Ш].

·        «Загадочные картинки»

Цель: развитие у детей зрительного восприятия посредством нахождения предметов и  называния их с чёткой артикуляцией звука [ш].

На картинке изображены наложенные друг на друга контуры следующих предметов: шар, чашка, кошка, петушок, вишня, машина, мышка, груша, лошадка, карандаш, шапка. Ребёнку предлагается назвать предметы, изображённые на картинке.

·        «Ходилки».

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

       Вариант 1 (кубик с цифрами от 1 до 6)

Игра начинается со слова старт, заканчивается словом финиш. Для игры понадобится кубик, фишки. Первый игрок бросает кубик и отсчитывает то количество квадратов, сколько выпадет, при этом называя предмет, который изображен на картинке. Далее вступат в игру следующие  игроки.

Вариант 2  (кубик с условными обозначениями)

Первый игрок бросает кубик и выполняет то, что обозначено на выпавшей стороне квадрата: произнести слово с ударением, разделить слово на слоги, составить со словом предложение, назвать большой и маленький предмет, назвать слово с числительными от 1 до 5, определить место звука в слове.

·        «Звуковая улитка»

Цель: закрепление умения  различать одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Ребенку предлагается вести пальчиком по улитке, называя предметы, которые встречаются на пути.

Назвать предметы, которые отвечают на вопрос кто? (кошка, лягушка, мышка).

 Назвать предметы, которые отвечают на вопрос что? (шишка, ватрушка, клюшка).

•        «Герои из мультфильмов»

Картинки  располагаются  по кругу.  Ребенок называет героев мультфильмов, четко произнося звук [Ш] в слове.

Данная игра может быть построена с учётом разных задач:

1. Назвать картинки  по часовой стрелке, против часовой стрелки.

2. Назвать героев, которые расположены в разных направлениях по отношению к другому герою. Ребёнок называет, кто над Малышом,  справа от  Шапокляк, слева от  Шрека и т.д.

3. Назвать картинки по местоположению на листе бумаги. Например, назвать картинку, которая расположена в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу, в левом верхнем углу.

4. Назвать положение предметов, используя предлог между. Даётся задание: «Назови, кто находится между Каркушей и Шапокляк ? (между Каркушей и Шапокляк  находится Красная Шапочка)  и т.д.

·         «Помоги Маше одеться»

Ребёнок должен назвать  предметы одежды и разложить их по полочкам в шкафу: головные уборы – на верхнюю полку, одежду- на среднюю полку, обувь- на нижнюю.

Ученик называет одежду, четко произнося звук [Ш] в слове.

·        «Что из чего сделано»

Цель: закрепление умения  образовывать относительные имена  прилагательные  от существительных:

шляпка из соломы- (какая? шляпка) соломенная шляпка,

шуба из меха-…                                шорты из джинса-…

брюки из хлопка-…                          калоши из резины-…

шарф из пуха -…                               туфли из кожи-…

шапка из шерсти -…                         рубашка изо льна-…

шаль из шёлка -…

·        «Загадки»

Ребенок  называет отгадки  со звуком [Ш].  Сначала называет существительное в единственном числе, а затем во множественное.

Предложения.

Цель: автоматизация  звука [Ш] в предложениях.

·        «Повтори  чистоговорки»

Ребенок повторяет за логопедом чистоговорки (или  читает их самостоятельно), четко произносит звук  [Ш].

·        «Чьи игрушки?»

У Миши лошадка. Это …

У Маши погремушка.   Это …

·        «Рассмотри картинку и составь предложение»

Ребенку предлагается рассмотреть картинку и составить по ней предложение.

·        «Исправь ошибки в школьной тетрадке»

Логопед читает  предложения:

Лягушка сидят в камышах.   ( Лягушки сидят в камышах.       или

                                                 Лягушка сидит в камышах.)         

 Письмо пишет дедушку.                       Наша мышка поймала кошку.  

 Камешек нашёл Пашу.                            На шубу вешают вешалку.

Ребенок должен исправить предложение, четко произнеся звук [Ш] в словах.

Связная речь.

Цель: автоматизация  звука [Ш] в связной речи; развитие  чувства ритма и рифмы, интонации, памяти, контроль над звукопроизношением.

·        «Кто в теремочке живёт?»

Ребёнок называет героев сказки, четко произносит  звук [Ш] в словах.

·        «Придумай  свою сказку «Теремок».

Ребёнок придумывает свою сказку с героями, в названии которых есть звук [Ш].

·        Составление рассказа по картинке

Ребенку предлагается рассмотреть картинку и составить по ней рассказ. Можно предложить дать детям имена со звуком [Ш].

 

·        «Чтение рассказа  с картинками»

Цель: развитие  навыки пересказа, автоматизация  звука [Ш] в предложениях и в связной речи.

Ребёнок читает рассказ, вставляя место картинок слова со звуком [Ш], а после чтения, пересказать его.