+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Су-джок терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Автор: Поликанова Наталья Анатольевна

Су-джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук

у детей  дошкольного возраста.

     В последнее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев рук. Мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут воспроизвести и удержать заданную позу, затрудняются в застегивании пуговиц, в завязывании шнурков и т.д.

     Следствием слабого развития мелкой моторики кистей и пальцев рук является общая неготовность детей к письму и проблемы в развитии речи. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики родители узнают только перед школой. Это оборачивается чрезмерной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, ему приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш или ручку.

     В развитии речи ребенка важной и неотъемлемой частью является работа по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Кроме того, чем выше двигательная активность кистей и пальцев рук ребенка, тем лучше развивается его речь.   

     Развивать мелкую моторику рук можно с помощью пальчиковой гимнастики (это пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов) и игры, упражнения с применением различных предметов. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.

     В настоящее время нетрадиционные методы воздействия становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей как дошкольного, так и школьного возраста.

     Одним из таких методов является Су-джок терапия.

В переводе с корейского языка «Су» означает — кисть, «Джок» – стопа.

     Су-джок - это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Его достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь. Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок.

     Метод терапии Су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.

 

     Су-джок терапия может быть направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.   Ведь массаж – мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

     В коррекционно - логопедической работе приемы Су - джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма.

     С помощью шаров – «ежиков» и колечек - «пружинок» детям можно массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики  пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Особенно эффективным является массаж при повышенном и пониженном тонусе мимических мышц, который выполняется перед зеркалом. Такой массаж  нормализует тонус мышц,   их  подвижность и чувствительность. Для каждого ребёнка шарик строго индивидуален и после применения обязательно обрабатывается, а перед занятием руки детей моются тщательно с мылом.

     С наибольшим  желанием и интересом дети выполняют такие упражнения, как:

1.     Катание  шарика по кругу сначала по одной щеке,  затем по другой в течение 10 секунд, сначала в одну сторону, затем – в другую.

2.     Такие же действия выполняются  с надутыми щеками.

3.     Катание шарика по расслабленным губам по кругу в течение 10 секунд, сначала в одну сторону, затем – в другую.

4.     Катание шарика из стороны в сторону между носом и верхней губой в течение 10 секунд.

5.     Катание шарика под нижней губой из стороны в сторону в течение 10 секунд.

6.     Катание шарика по подбородку в течение 10 секунд, сначала в одну сторону, затем – в другую.

     Метод Су -джок терапии можно использовать многократно в течение дня, включая в любую  деятельность и различные режимные моменты в условиях образовательного учреждения  и дома. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования.

     Используя игровые элементы на занятиях с ребёнком  легче достигнуть поставленной цели в коррекционной работе.

     Анализируя результаты работы с использованием традиционных пальчиковых игр совместно с массажем Су-джок, стало очевидно, что регулярное использование и стимулирование систем по Су-джок,  оказывает профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей.