Интерактивные технологии обучения диалогической речи в логопедии
Автор: Лындина Валентина Владимировна
Диалог можно рассмотреть как основную форму общения всех людей. А при компетентном подходе, умение общаться, является наиболее важным составляющим в базовой характеристике детей, а именно в коммуникативной компетентности.
Диалогические умения дошкольников являются важнейшей предпосылкой благополучного социального и интеллектуального развития. Беседа в дошкольной педагогике рассматривается как метод ознакомления с окружающим миром и в то же время как метод развития связной речи [2].
Без специально организованного обучения у детей с ОНР не возникает речевой активности, не может сложиться общение без слов с окружающими, не развивается предметная деятельность.
Коррекционная работа должна строиться в комплексе, так она может связать всю систему деятельности образовательных организаций. Любая организованная деятельность, например, занятие по развитию речи, свободная деятельность, игра или тренинг, должно быть эффективно, в первую очередь, в плане коррекции [1].
Дети в возрасте от 4 до 7 лет, в большей степени предпочитают игру, чем совместную деятельность с взрослым, что говорит о низкой потребности в общении с людьми, которые окружают. Слабое развитие потребностей в общении приводит к тому, что в конце дошкольного возраста дети с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже тогда, когда у них имеется достаточный словарный запас и достаточное понимание обращенной речи [6].
В рамках того, что дели предпочтительнее относятся к игре нежели к общению, то логопедам необходимо объединять работу по формированию коммуникативной компетенции с играми (иначе – с интерактивными технологиями).
При формировании коммуникативной компетенции (диалогической речи) на логопедических занятиях возможно использовать интерактивные технологии обучения такие как [3,4,5]:
- «Аквариум»,
- «Карусель»,
- «Красочные шляпы настроения»,
- «Мозговой штурм»,
- «Броуновское движение»,
потому как данные методы прежде всего ориентированы на коммуникацию в момент выполнения заданий, а также обсуждения результатов.
На данный момент большое внимание в дошкольной образовательной практике уделяется традиционной форме обучения, однако на улучшение и применения современных методов в работе логопедов на занятиях с дошкольниками, имеющими дефекты речи обращается мало внимания.
Именно поэтому мы решили раскрыть тему применения интерактивных методов на логопедических занятиях, которые основываются в первую очередь на игровых формах. Избранные нами интерактивные методы являются одной из наиболее уникальных техник построение образовательного процесса. Они помогают делать интересной и увлекательной не только занятия для дошкольников, но и позволять учителям-логопедам по-новому посмотреть на процесс обучения. Кроме того, данные методы возможно использовать в момент проведения физкультминуток, а также чтобы замотивировать дошкольников к новым занятиям.
1. Аквариум
Это специфический тип организации коллективной коммуникативной работы с двумя основными видами деятельности: наблюдением и общением.
Данный метод, как упоминалось выше, является эффективным способом формирования речевых навыков. Этот интерактивный метод представляет собой ролевую игру.
На момент задания дети делятся на две категории: те, кто участвует и те, кто наблюдает. Участие принимает в непосредственной деятельности (общении) 2-3 человека, остальные являются наблюдателями.
Таким образом, логопеды назначают пару в группе для проведения "аквариумных переговоров", опираясь на определенную тему, никак их не демонстрируя. Задача участников обсуждения - донести соответствующую информацию, а функция аудитории - определить тему.
Данный метод будет способствовать формированию речевых навыков для детей с дефектами развития речи.
2. "Карусель"
Данный метод предполагает формирование двух внутреннего и внешнего кольца (круга).
Участники делятся на две равные группы, те, кто попадает в первую подгруппу, садятся перед внешним кругом во внутреннем круге, а те, кто из второй подгруппы, занимают свое место во внешнем круге перед ними. Участники находятся лицом друг к другу. Далее дети перемещаются каждую минуту.
Дошкольники внешнего круга задают вопросы и обсуждают заданную учителем-логопедом тему (к примеру: моя любимая игрушка, или что я люблю больше всего на свете и почему), в зависимости от этих параметров дошкольник некоторое время беседует с партнером из внутреннего круга.
Важно для учителя-логопеда следить за процессом, помогать и направлять детский ход мысли при выявленных затруднениях для эффективного использования интерактивного метода "карусели". Детям действительно нравится такая работа. У каждого ребенка есть время обсудить различные темы за короткое время. Они говорят с большим увлечением, уроки динамичны и эффективны.
3. Красочные шляпы настроения
Эта технология считается одной из самых популярных. Она используется как в группах, так и индивидуально. Помимо формирования речевых навыков у дошкольников, целью данной методики является логическая организация изучения проблем (новой информации или сообщений), выявление различных аспектов восприятия.
Метод красочных шляп настроения (иначе – шести шляп) - это структурированная и организованная работа над активизацией детского мышления, описывающая инструменты для структурирования работы и обсуждения как в группах, так и лично. Этот метод представляет собой согласованную логику и, следовательно, более практичные процессы группового мышления.
Учителю-логопеду не обязательно брать с собой шляпы; но для дошкольников можно придумать игрушечные шляпы, где будут изображены символы того цвета, который обозначает определенную эмоцию, определенный тип мышления.
В зависимости от цвета шапки дошкольники должны отвечать на вопросы логопеда-учителя определённым образом.
Представим, как цвет шляпы определяет ход развития мышления:
Синяя шляпа контролирует весь процесс. Главное здесь - организовать окружающее пространство, контролировать процесс.
Факты – это главное для белой шляпы, факты играют здесь важную роль, и учащиеся делятся только фактами. Эта шляпа являет собой самую нейтральную позицию.
Красная шляпа - ассоциируется с чувствами и эмоциями. Дети под красной шляпой выражают эмоциональное понимание и оценку представленных проблем, но не аргументируют выводы.
Черная шляпа - критикует, указывает на негативные составляющие, выявляет ошибки в системе.
Желтая шляпа, напротив, направляют мысли на положительные стороны в процессе, ищут выгоду и успех.
Зеленая шляпа – ответственная за креатив с большим разнообразием идей и замысловатостей.
4. Мозговой штурм
Метод "мозгового штурма" позволяет получить множество решений и возможностей для развития. Такие взаимодействия позволяют дошкольникам свободно выражать различные идеи, открыто мотивируют их использовать творческие методы и учат уважать мнение других.
Использование на практике данной интерактивной технологии показало хорошие результаты. Дошкольники учатся не только выражать свое мнение, но и быть уверенными в себе.
5. Броуновское движение
Такой подход развивает коммуникативные навыки дошкольников, свободное передвижение детей по комнате для сбора необходимой информации. Таким образом, значительно стимулируются логопедические занятия.
Основной целью движения является развитие ораторских навыков, основанных на ситуации общения.
Во время курса каждый дошкольник получает бумажный вопрос по определенной теме. Дети должны опросить как можно больше групп и найти ответы на эти вопросы. На этот вопрос следует ответить вопросом каждого.
Все дошкольники задействованы в этом интерактивном методе. Я хочу знать, что более застенчивые дети также вовлечены в процесс обучения, потому что задача логопеда - помочь детям определиться с ответом. Этот метод считается тонкостью в физическом воспитании из-за изменений в мероприятиях, проводимых на логопедических занятиях.
Наибольший эффект для детей с речевыми отклонениями интерактивные технологии приносят при их комплексном применении в процессе логопедических занятий. И в сочетании с традиционными видами учебной работы достигается более высокая эффективность в коррекции коммуникативной компетенции дошкольников.
Литература
1. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2004. – 268 с.
2. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст]/ В.С. Мухина. — М. : Просвещение, —1975. — 272 с.
3. Мясоед, Т.А. Интерактивные технологии обучения [Текст] : спец. семинар для учителей / Т.А. Мясоед. – М., 2004. – 82 с.
4. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе [Текст] : учебно- методическое пособие / С. Б. Ступина. – Саратов : Наука, 2009. – 52 с.
5. Суворова, Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] / Н.А. Суворова. – М., 2005. – 167 с.
6. Якубинский, Л. П. О диалогической речи [Текст] / под ред. Л. В. Щербы. – Спб., 2007. – 259 с.