+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Консультация для педагогов "Особенности запоминания у детей с ОНР

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют проблемы в развитии познавательной сферы. Другими словами, речевая патология в дошкольном возрасте имеет негативное воздействие на развитие когнитивных процессов, а именно:

- зрительного, слухового, пространственного восприятия,

- произвольного внимания,

- зрительной и слухоречевой памяти,

- мыслительной деятельности.

У детей с нарушение всех сторон речевого развития (звукопроизношения, фонематического восприятия, лексического и грамматического строя речи) наблюдается более низкий, по сравнению с речевой нормой, уровень развития зрительной и слухоречевой памяти. Характерными признаками недоразвития процессов памяти можно считать:

- сужение объема,

- быстрота забывания после кратковременного предъявления картинок,

- ограниченность воспроизведения слов, после предъявления,

- проблемы с долговременным сохранением зрительных и вербальных образов (картинки, слова).

Надо отметить, что при повышении сложности и объема предлагаемых для ребенка заданий с использованием речевого материала наблюдается существенный спад продуктивности запоминания всех процессов памяти. Поэтому воспроизведение зрительных и словесных образов характеризуется искажением, ограниченным объемом, неправильностью воспроизведения в порядковом плане.

Развитие процессов зрительной и слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи тесным образом связано с постановкой перед ними специальных мнестических задач, направленных на:

- запоминание материала,

- сохранение материала,

- воспроизведение материала,

Важно, что все поставленные задачи на развитие зрительной и слухоречевой памяти строятся с применением для их решения мыслительных процессов:

- анализа,

- синтеза,

- сравнения,

- обобщения,

- классификации,

- установления причинно – следственных связей.

Специфика построения коррекционного воздействия подобным образом дает возможность тренировать и развивать не только процессы памяти, но и совершенствовать умственную деятельность и активизировать познавательную активность дошкольника.

Стоит помнить, что успешность развития зрительной и слухоречевой памяти в дошкольном возрасте во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от уровня его психического и соматического здоровья. Поэтому, перед организацией коррекционно – развивающего воздействия необходимо качественно спланировать и осуществить диагностику на выявление индивидуальных мнестических возможностей. По результатам некоторых исследований на определение развития уровня памяти (объема, скорости запоминания, точности воспроизведения, сохранения) у дошкольников с ОНР, детей можно (условно) разделить на три группы:

1.     Дошкольники с ОНР с оптимальным уровнем развития зрительной и слухоречевой памяти. Ребенок, в отведенное для диагностики время, самостоятельно справляется со всеми поставленными перед ним задачами, практически не допускает ошибок, запоминает инструкцию с первого (второго) предъявления, сохраняет предоставленную информацию на период соответствующий его возрастной норме.

2.     Дошкольники с ОНР с допустимым уровнем развития зрительной и слухоречевой памяти. Ребенку требуется немного больше времени и повторения инструкций по предъявляемому материалу, допускает немногочисленные ошибки, требуется небольшая помощь взрослого, которую ребенок понимает и принимает.

3.     Дошкольники с ОНР с критическим уровнем развития зрительной и слухоречевой памяти. Ребенок с большим трудом запоминает предложенный материал (подкрепленный дополнительной инструкцией и зрительными образами), плохо понимает задание, допускает многочисленные ошибки, требуется помощь взрослого на постоянной основе.

Для диагностики зрительной и слухоречевой памяти можно использовать следующие упражнения. Следует сказать, что учитель – логопед и учитель – дефектолог может использовать стандартные методики или вносить свои изменения с учетом индивидуальных особенностей детей.

1.     «Назови картинки», определение объема зрительного объема памяти.

2.     «Запомни десять слов», определение объема слухоречевого кратковременного запоминания, объема долговременного запоминания.

3.     «Запомни рисунки» (с использованием сюжета), определение уровня первичной (активной, кратковременной) памяти.

Выделяют некоторые общие критерии, которые свойственны детям, имеющим речевую патологию в своем развитии при проведении диагностических мероприятий:

1.     Трудности в установлении первичного контакта со взрослым (дети ведут себя отстраненно, не сразу вступают в контакт с учителем – логопедом).

2.     Оказание помощи при выполнении задания (дети не приступают к самостоятельному выполнению задания).

3.     Проблемы в понимании предъявляемой инструкции (приходится объяснять детально со зрительным подкреплением, быстрое забывание ступеней инструкции).

4.     Ошибки при выполнении и воспроизведении материала.

Все описанные выше ошибки, свидетельствуют о том, что практически у всех дошкольников с ОНР находятся на допустимом или критическом уровнях развития зрительной и слухоречевой памяти. Из этого следует, что логопедическое воздействие должно осуществляться с учетом уровня развития памяти дошкольника.