+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Консультация для педагогов "Обучать дошкольника чтению или нет? Критерии готовности

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Под чтением в логопедии принято понимать сложный психофизиологический процесс, который характеризуется участием всех видов анализаторов: зрительных, речедвигательных, речеслуховых.

У многих родителей возникает желание, как можно быстрее научить ребенка читать. Возникает вопрос, нужно ли это делать?  Рассмотрим основные условия, при которых можно начинать обучение чтению:

- уровень развития устной речи (оценивается пассивный и активный словарный запас ребенка),

- уровень фонетико – фонематического восприятия (оценивается звукопроизношение, дифференциация фонем на слух, процессы фонематического анализа и синтеза),

- уровень развития познавательной деятельности (оценивается когнитивная сфера ребенка: восприятие, внимание, память, мыслительные процессы),

- уровень развития зрительно – пространственных отношений.

Если родители или воспитатели наблюдают нарушение хотя бы одной из описанных составляющих, то обучение чтению необходимо отложить, так как впоследствии будут наблюдаться трудности в освоении навыков чтения.

Логопеды призывают родителей к тому, чтобы к моменту начала обучения навыкам чтения и грамоты у детей было сформировано звукопроизношение в пределах общепринятой нормы. Другими словами, все звуки родного языка не только поставлены, автоматизированы и введены в активную внешнюю речь ребенка дошкольного возраста. Также важно, исключить звуковые замены (если они наблюдаются): «миска» вместо «мишка», «лоза» вместо «роза». Данные нарушения мешают дошкольнику правильно освоить навык чтения, ребенок медленно и в искаженной форме воспроизводит слогослияния и слова, что приводит к  трудностям в понимании прочитанного.

Чем лучше ребенок различает звуки на слух, тем быстрее учиться читать. За данный процесс отвечает фонематическое восприятие. Происходит это за счет того, что ребенок не только правильно слышит изучаемый звук, но и правильно его воспринимает и воспроизводит в собственной речи. В противном случае, когда ребенок искаженно произносит звуки и не дефференцирует их на фонематическом уровне, при обучении чтению он не различает такие звуковые категории, как: глухость – звонкость, твердость – мягкость.

На успешность обучения процессу чтения влияет уровень развития лексического запаса, как пассивного, так и активного. В подобном случае ребенку придется выполнять двойную работу: сначала прочитать слово, а затем запомнить и понять его значение. Занятие это довольно утомительное и приводит к тому, что у дошкольника на фоне неуспешности проявляется противоположный результат – стойкое отвращение к чтению. Главный принцип при обучении чтению – не навредить. Ведь процесс переучивания всегда труднее, чем привитие правильного навыка, а затем и любови к чтению. В ситуации, когда ребенок не чувствует, не ощущает удовольствия от приобретаемых новых знаний, умений и навыков складывается стойкое отвращение к этому процессу.

Если родители не могут научить ребенка читать, то они могут вызвать и поддержать интерес к этому процессу. Для этого можно попробовать следущее:

1.     Читайте ребенку в слух, даже тогда, когда ребенок не слушает Вас (как нам кажется) и не знает букв. Это помогает сформировать и обогатить словарный запас ребенка. Словарный запас ребенка начинает активно формироваться с 10 месяцев, с двухлетнего возраста дети начинают воспринимать фразовую речь взрослого, как повествование, а к трем годам способны стать собеседниками.

2.     Предоставьте маленькому читателю свободу выбора. Даже если Вам надоела какая - то детская книга, а Вы купили новую и ребенок наотрез отказывается слушать ее, примите выбор ребенка. Страсть к многократному повторению в чтении естественна для детей дошкольного возраста, к школьному периоду она проходит. Поэтому будьте спокойны и уступите, в этом случае, ребенку. Нужно, как можно спокойно относится к литературным пристрастиям детей и в дальнейшем, вкусы изменятся, а любовь к чтению останется.

3.     Подайте личный пример любви к чтению. Чем чаще ребенок будет наблюдать Вас за этим занятием, тем быстрее и охотнее сам проявит к нему интерес. Позвольте себе предаться чтению 15 – 20 минут в день и этого будет достаточно, чтобы в сознании ребенка закрепилось – мама и папа любят читать.

4.     Формируйте навык чтения. Создавайте ребенку приятные ситуации для чтения, можно читать перед сном, в ванной, где угодно, лишь бы этот процесс вызывал положительные эмоции. Обсуждайте прочитанное, выслушивайте малыша, даже если его суждения и высказывания слишком просты для Вас.

В заключении нужно сказать, что лучше сначала привить любовь к чтению собственным примером параллельно развивая познавательную и речевую активность ребенка дошкольного возраста. Затем, на твердом «фундаменте» начинать обучать навыкам обучения чтению, придерживаясь принципа от простого к сложному. Еще раз напомним, что «фундаментом» для успешного обучения чтению является:

1.     Правильное звукопроизношение в пределах общепринятой нормы родного языка.

2.     Ритмическое и звуковое повторение слогов.

3.     Точное умение ребенка выделять первый и последний звук в слове.

4.     Безошибочное деление слов на слоги в самостоятельном исполнении и по образцу.

5.     Начальное умение звукослияния.

Если ребенка начинать учить без данных знаний, умений и навыков, когда он еще не освоил нормы родного для него языка, то это может привести в лучшем случае к нежеланию учиться читать, а в худшем – стойким нарушения устной и письменной речи (дислексии и дисграфии). Тогда в начальной школе придется на ряду  с учебными навыками заниматься и коррекционной логопедической работой.