+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Как развивать фонематический слух у ребенка

Автор: Данчинова Анна Владимировна

КАК РАЗВИВАВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ У РЕБЕНКА

Фонематический слух — важный навык, необходимый ребенку для языкового общения. В норме эта способность развивается у детей самостоятельно, но иногда требуется помощь логопеда. Тренировки проводятся в виде увлекательных игр.

 

Значение понятия фонематический слух

Речь состоит из кратких элементов, называемых фонемами. Умение распознавать их в разговоре без визуализации букв называется речевым слухом.

 

Хотя этот термин переводится с древнегреческого как «звук», смысл его отличается. Например, в слове «ягода» «я» — звуковая модель, но она состоит из двух звуков: «й» и «а».

Для одной и той же буквы или одного и того же звука в зависимости от говора могут применяться разные фонемы. Например, звук «г» в одних регионах произносится как взрывной, четко, в других — мягко, с призвуком «х». Взрослый человек распознает звуковую структуру, не задумываясь. Ребенку же структурировать непрерывный речевой поток поначалу сложно.

 

Необходимость развития

Фонематический слух — способность различать звуковой состав слова — необходим для следующего:

 

правильное воспроизведение услышанных слов;

освоение письменной речи;

изучение иностранного языка.

При обучении грамоте дети также прибегают к звуковому анализу, соответственно, можно говорить о необходимости речевого слуха и для чтения.

 

При нарушении фонематического восприятия у ребенка наблюдается задержка в речевом развитии. Дети испытывают затруднения при формулировании высказывания, сверстники их плохо понимают, следствием чего становится дефицит общения.

 

Как формируется способность

В большинстве случаев речевой слух ребенок развивает самостоятельно, слушая речь взрослых. Этому особенно способствуют пение песен, рассказывание сказок, беседы.

 

Если же у ребенка старше 2 лет наблюдается отставание в развитии речевого слуха, обращаются к логопеду. Тот проводит диагностику и подбирает упражнения для того, чтобы обучаемый в ходе тренировок один за другим освоил следующие навыки:

 

Распознавание заданного звука в словах.

Выделение голосом первого звука.

Подбор слов, начинающихся на определенную гласную.

Узнавание крайних звуков в слове. Начинают с последнего, как наиболее простого. Потом переходят к первому.

Произношение слова по звукам. Начинают с коротких, затем осваивают все более длинные.

Определение места звука среди соседних.

Пункты 1 и 2 доступны для самостоятельного освоения ребенком, прочие изучаются только с преподавателем.

 

Приведенный перечень навыков называют фонематическим восприятием. Это составляющая фонематического слуха. Сам же слух у ребенка развивается в следующем порядке:

 

В 1-2 месяца он пытается воспроизводить звуки окружающего мира.

Позже учится различать и пытается повторить интонации, проговаривает гласные звуки и их сочетания.

Следующий этап — ребенок обращает внимание на ритмический рисунок слова.

В годовалом возрасте слово ассоциируется с предметом или действием и воспринимается как неделимая звуковая единица.

Анализ осуществляется за счет врожденных навыков. Способность обучаться осознанно наблюдается у детей 5 лет.

 

После полутора лет темпы развития фонематического слуха и восприятия резко ускоряются. В этот период особенно важно помочь ребенку побыстрее освоить устную речь.

 

Рекомендации следующие:

 

Больше говорить, даже если у ребенка пока не получается или нет желания отвечать. Не скупясь на слова, описывать и комментировать все, что вызывает интерес ребенка.

Не применять в разговоре с ребенком «детские» слова наподобие «бибики». Необходимо подавать пример правильной, грамотной речи.

Инициировать игры, развивающие устную речь. Можно просто изобразить персонажей пальцами и разыграть какую-нибудь сценку, например покупку чего-то в магазине.

Читать книжки, учить наизусть короткие детские шуточные стишки.

Те дети, с которыми занимались подобным образом, существенно опережают прочих не только в речевых навыках, но и в решении логических задач различного уровня.

 

В чем выражаются нарушения

О неразвитом фонематическом слухе свидетельствуют такие симптомы:

 

Ребенок искажает слова. Например, слово «обезьяна» он воспроизводит как «зябана», «бутерброд» — как «дубибод» и т.д.

Путает глухой согласный с парным звонким, и наоборот.

Не проговаривает отдельные слоги в словах.

Не использует в речи предлоги либо путает их с похожими, например «над» и «на», «в» и «во».

Путает похожие по звучанию слова, например «дом» и «том», «лук» и «люк».

В процессе школьного обучения отсутствие данного навыка выражается в следующих явлениях:

 

отсутствие способности писать и читать;

низкая скорость чтения и письма;

неспособность фонетически разобрать слово, найти однокоренные слова или проверочное слово для уточнения последней согласной.

Своевременное выявление проблем с развитием речевого слуха и мероприятия по устранению отставания чрезвычайно важны.

 

Работа с проблемными детьми

Занятия по развитию речевого слуха в основном проводятся в игровой форме. Игры на развитие фонематического слуха достаточно просты. Поэтому не только логопед, но и родители могут активно содействовать развитию ребенка.

 

Развитие слуха для самых маленьких

С ребенком выполняют такие упражнения:

 

«Громко-тихо». Дети идут по кругу под исполняемую на музыкальном инструменте мелодию, выполняя условие: во время громкой игры становятся на цыпочки, при тихих звуках — присаживаются на корточки и передвигаются гусиным шагом. Условия игры и музыку с каждым занятием меняют.

«Высоко-низко». Принцип тот же, только распознаются низкие тона (бас, барабан) и высокие.

«Повтори за учителем». Логопед произносит слова и короткие фразы, варьируя интенсивность звука. Задача ребенка — повторить сказанное с той же громкостью.

Слова подбираются с наиболее труднопроизносимыми для данного ребенка звуками.

 

Игры для детей 3-5 лет

С такими детьми можно практиковать более сложные игры:

 

«Эхо». Педагог распределяет роли между двумя детьми: один — путник в горах, другой — эхо. Второй повторяет все слова, слоговой состав и звуки, произнесенные первым, можно по нескольку раз. Затем игроки меняются ролями. Поначалу можно потренироваться с логопедом, а заканчиваться занятия должны самостоятельной игрой.

«Звуковое лото». Используется детское лото с картинками. Логопед произносит звук, а дети ищут картинку с животным, в названии которого он есть. Например, при звуке «с» пустой карточкой закрывается слон. Побеждает тот, кто первый закроет все изображения на своем поле.

«Найди пару». Усложненный вариант предыдущей игры для детей, знающих буквы. Готовятся два набора карточек: с буквами и изображениями животных или предметов. Вытащив из набора букву, ребенок подбирает соответствующее изображение (сначала то, название которого с этого звука начинается).

В процессе обучения задачу усложняют: требуется подобрать предмет с данным звуком в конце, а затем и в середине.

 

 

 

Упражнения для старших дошкольников

Наиболее эффективно влияют на развитие фонематического слуха у дошкольника игры. Есть несколько вариантов:

 

«Поймай звук». Логопед говорит, какой звук необходимо поймать, затем медленно произносит разные звуки. Услышав заданный, ученик хлопает в ладоши. Внимание акцентируют на похожих звуках. Например, если нужно распознавать «ш», логопед часто называет «щ», «ч», «ж». Вариация: вместо отдельных звуков врач произносит слова.

«Хлопай-топай». Усложненный вариант предыдущей игры. Логопед называет два звука: на один ученик хлопает, на другой — топает.

«Лови слог». Ученик хлопком «ловит» заранее оговоренный слог. Логопед также произносит близкие по звучанию варианты. Например, договорившись ловить «чу», почаще называет «ча», «щу» и т.д.

«Поймай слово». Принцип тот же: среди похожих слов требуется распознать нужное. Например, договорившись ловить «щуку», логопед называет последовательность: «щека» — «щука» — «штука» — «шуба» — «щука» — «зубы» и т.д.

Проверка эффективности обучения: произносят знакомое ребенку слово с ошибкой. Если он ее обнаружит, значит, работа ведется в правильном направлении.

 

Учитель-логопед

А.В. Данчинова