+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие фонематических процессов как компонент процессов как компонент готовности к чтению и письму

Автор: Осипова Татьяна Анатольевна, Сафарова Равиля Рамильевна

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ К ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Сразу правильно и чётко произносить все звуки получается далеко не у всех. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

 Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.

 На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

 На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

 На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

 На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

 Итак, развитый фонематический слух позволяет:

 1. Правильно произносить звуки;

 2. Четко произносить слова;

 3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно) ;

 4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

 

 5. Успешно освоить письмо и чтение.

Таким образом, развитие речи основывается на речевом слухе, то есть умении анализировать услышанные звуки. Речевой слух делят на:

·    физический – это способность слышать окружающие звуки.

·    фонематический – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.

 

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Так как заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коса-коза».

Если ребенок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух. Это в дальнейшем может помешать овладению процессами чтения и письма.

 

Возможные ошибки при чтении и письме

Например, ребёнок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

·       заменять звонкие звуки на глухие,

·       твёрдые на мягкие,

·       путать свистящие и шипящие звуки, соноры.

Таким образом, ребенок в школе будет писать не то, что ему сказали, а то, что услышал, что-то точно, а что-то очень приблизительно. И если ребенок неправильно произносит звуки, то и диктовать себе на письме будет неправильно.

 

 Развитие фонем процессов – основа для развития письма и чтения

Тренировать фонематический слух необходимо! Чем раньше развивать фонематический слух у ребёнка, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет читать и писать.

Развитие фонематического слуха с дошкольниками лучше проводить через игру. Давайте мы с вами поиграем!

 

Игры для развития фонематических процессов

 

Игра «Договорилки»

Я читаю стихотворение, ваша задача выбрать из нескольких слов одно, сходное по звучанию, чтобы получилась рифма.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные… (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)

От грязнули даже стол

Поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то…(спички, щётку, ножик)

 

 Игра «Слово-шпион»

Вам нужно назвать слово, которое отличается от остальных.

Канава – канава – какао – канава

Ком – ком – кот – ком

Утёнок – котёнок – котёнок – котёнок

Будка – буква – будка – будка

Винт – винт – бинт – винт

Минута – монета – минута – минута

Усложнение: из 4 созвучных слов ребёнок должен выбрать слово, которое отличается от всех по звуковому составу: Мак – бак – так – банан, Сом – ком – индюк – дом, Лимон – вагон – кот – бутон.

 

Игра «Потеряшка»

Я называю слова, а вам нужно определить, чем отличаются эти слова, назвать тот звук, который изменился.

Кит кот, жук – сук, дом – дым, бак – так, лак – мак, утка – дудка, ватка – ветка.

 

 

 

Игра «Я скажу, ты повтори» – игра с мячом

Я называю слова, схожие по звучанию, ваша задача их повторить. Называет тот, кому попал мяч.

Мак – бак – так                Моток – каток - поток

Ток – тук – так                Батон – бутон - бетон

Бык – бак – бок                Будка – дудка - утка

Дам – дом – дым                Нитка – ватка - ветка

Ком дом – гном                Клетка – плёнка – плётка

 

Различение слогов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости

Я буду называть твёрдые слоги, а ты их мягкие пары и наоборот. Также со звонкими-глухими звуками.

 

Игра «Колокольчики»

Колокольчики разного цвета. Педагог придумывает на каждый колокольчик слог (ма-на-па). И просит ребёнка – «Послушай и звени тем колокольчиком, где было ПА».

 

Игра «Собери чемодан»

Мы отправляемся в путешествие. Возьмём с собой только те предметы, в названии которых есть звук Р. Назови мне предметы с этим звуком?

 

Игра «Звуковой кубик»

Посмотри на кубике есть цветные квадраты: красный обозначает гласный звук, синий – твёрдый согласный, синий с колокольчиком – звонкий твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный, зелёный с колокольчиком – звонкий мягкий согласный и белый – задание сюрприз.

Ваша задача бросить кубик и придумать слово с данным звуком.

 

Игра «Отгадай слово»

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово.

 

Таким образом, развитие фонематического слуха является основой правильной речи.