+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Последовательность автоматизации поставленных звуков в речи

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
Статья для педагогов и родителей.

Постановка проблемного звука в речи ребенка трудоемкий процесс, но не менее легким оказывается работа по автоматизации поставленного звука и включение его в собственную речь ребенка. Напомним, что поставленным звук считается тогда, когда он произносится правильно отдельно от других звуков речи. Часто встречаются случаи, кода изолированный звук в речи ребенка присутствует, а в свободном речевом потоке он его не использует. Поэтому процесс автоматизации требует особого внимания и терпеливой работы не только со стороны учителя – логопеда, но и со стороны родителей.

Процесс автоматизации поставленного звука в речи ребенка представляет собой набор тренировочных упражнений со специально подобранным речевым материалом, который достаточно прост по фонетическому оформлению, не содержит других нарушенных звуков и построен в определенной последовательности, от простого к сложному.

На начальных этапах автоматизации поставленного звука подбираются тренировочные слова в следующей последовательности:

- позиция, в которых звук находится в начале слова (перед гласным звуком). Важно, чтобы гласная произносимая после поставленного звука не была лабиализованная, то есть произносилась без округления (выпячивания) губ (гласные звуки: а, ы, э, и). Такое требование относится ко многим звукам, но существуют и исключения. Затем звук автоматизируется в сочетании с лабиализованными гласными - с помощью округления (выпячивания) губ (гласные звуки: о, у).

- позиция, в которых звук находится в конце слова. Можно сказать, что в логопедической работе используется психологический метод «Эффект края», заключается он в том, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце. Этот эффект сохраняется как при кратковременном, так и при долговременном воспроизведении. Подобная аналогия можно проследить в работе по автоматизации поставленного звука в словах. Сначала правильное произношение закрепляется в начале слова, а затем в конце.

- позиция, в которых звук находится в середине слова. данная позиция оказывается наиболее сложной для детей. Ребенку нужно контролировать слово, слоговую структуру и поставленный звук. Данный процесс считается наиболее трудным, поэтому целесообразно отрабатывать его на последних этапах.

Когда звук отработан в словах, имеющих простую слоговую структуру, необходимо переходить к автоматизации поставленного звука в словах со стечением согласных. Напомним, что эти согласные должны быть сформированными или ранее поставленными в речи ребенка. Недопустимо вводить в автоматизацию звуки, произносимые с отклонениями от фонетической нормы. Другими словами, ребенок должен не только слышать фонетически правильную речь, но и воспроизводить «чистое» произношение в собственной внешней речи.

В начале автоматизации поставленного звука в речи ребенка используется прием отраженного повторения – четкое и утрированное повторение за учителем – логопедом слов, фраз, словосочетаний и предложений.

Затем учитель – логопед предлагает ребенку самостоятельно произносить слова, используя наглядное подкрепление (картинки, карточки, лото и т. д.). На данном этапе предполагается помощь со стороны учителя в виде правильного вербального образца.

В последнюю очередь используются задания, в которых учитель – логопед побуждает и направляет ребенка на поиск слов, содержащих поставленный звук. В данный момент актуальной и полезной становится работа по формированию звуко – буквенного анализа слов, началу обучению грамоте.

Не стоит ограничиваться заданиями с наглядной опорой, важно включать тренировочные упражнения в режиме свободного общения, которое подразумевает под собой свободное построение словосочетаний, фраз, предложений в собственном монологическом высказывании ребенка.

Процесс автоматизации поставленного звука в речь ребенка предполагает введение одного звука, в случае сложного нарушения звукопроизношения могут быть введены два звука, но только если они контрастны в артикуляционном плане. В противном случае, последствие влияния двух сходных звуков по артикуляционному признаку могут отразиться в нарушениях чтения и письма.

Встречаются случаи, когда у ребенка наблюдается нарушение противопоставления звуков по глухости – звонкости, то в процесс автоматизации разумно включить произношение всех звонких звуков одновременно. данный прием используется только в том случае, когда ребенок не испытывает затруднений. В иной ситуации, в первую очередь отрабатываются фрикативные звонкие звуки (согласные при артикуляции которых органы артикуляционного аппарата подходят близко к друг к другу, но не имеют полного смыкания между собой, в результате в полости рта происходит колебание воздуха в виде шума), а затем – глухие.

В процессе автоматизации звука можно наблюдать, что ребенок свободно использует его в собственном речевом потоке. Если не происходит смешения с другими звуками, то не нужно акцентировать на этом внимание. Другая ситуация, если ребенок начинает смешивать поставленный звук с другими. В этом случае требуется работа по дифференциации (различению) звуков в речи ребенка. Работа по дифференциации смешиваемых звуков начинается по такому же принципу, как и автоматизация. Сначала смешиваемые звуки различаются на изолированном уровне, затем в слогах, словах, словосочетаниях, фразах и предложениях. В работе по различению смешиваемых звуков в речи ребенка рекомендуется одновременное использование не более пары звуков. Если возникает необходимость дифференциации большего количества звуков одной артикуляционной группы, то их объединяют попарно. Так, при смешивании аффрикативных звуков, которые представляют собой слитное произнесение смычных согласных с фрикативным, одинаковых по месту артикуляции, к ним относятся – Ц, Ч, Щ, рекомендуется объединять их в пары: Ц – Ч, Ч – Щ, Ц – Щ. Такое объединение можно объяснить тем, что процесс различения смешиваемых звуков в речи ребенка строится на принципе сравнения, а в дошкольном возрасте он происходит без особых усилий.

В заключении стоит отметить, что процесс автоматизации поставленных звуков в речи ребенка не всегда происходит быстро. Многим родителям кажется, что он очень затянулся и учитель – логопед не довел свою работу до конца. В этом случае необходимо понимать, что дети не могут контролировать собственную речь, особенно в игровой деятельности, а осуществление контроля должно происходить на постоянной основе. Такой вид контроля учитель – логопед не может осуществить за пределами своего кабинета, поэтому и возникает ситуация «кабинетной речи», когда на занятии ребенок проговаривает все правильно, начиная от изолированного звучания и заканчивая свободным общением. Выходя из кабинета, ребенок расслабляется и переходит на более привычное произношение, а родитель говорит, что он его не слушает и у них ничего не получается. Но, постоянный контроль со речи ребенка со стороны заинтересованного родителя - единственный путь для быстрой автоматизации поставленного звука в свободную речь своего ребенка.