+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Применение нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков

Автор: Соловетская Наталья Николаевна

Автор: Соловетская Наталья Николаевна
Место работы: МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10», Челябинская область, г. Троицк.
Должность: учитель - логопед
 «Применение нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя – логопеда  с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков»

В настоящее время с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Эти дети имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечное напряжение, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые нарушения речи имеют под собой физиологическую основу – это поражение или дисфункция определённых мозговых областей. Следовательно, возникают нарушения высших психических функций. Высшие психические функции – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей, которая страдает в первую очередь. Нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным.
Актуальность обусловлено тем, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии.  Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы.
Нейропсихология изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге и психическими процессами и поведением. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком.  
Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, нейрологопедии, в которых рассматриваются пути коррекции развития детей.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией.  При этом у дошкольников  улучшается память, внимание,  логическое мышление, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается работоспособность и  умственная деятельность в целом.
 Чтобы повысить результативность логопедических занятий я использую нейропсихологические технологии.
Нейроигровые методы – комплекс упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, целью которого служит оздоровление и гармонизация всего организма, развитие способностей ребенка или коррекция нарушений.
Самый благоприятный период- это возраст от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней
Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения, выстроить грамотную программу сопровождения и оказать помощь в формировании базовых функций для дальнейшего обучения ребенка.
Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность учителю-логопеду более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу всех психических процессов.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).
Нейроупражнения — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как:  ТНР, ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. А также нейроупражнения полезны детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа нейрогимнастики — «Гимнастика мозга», это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность.
Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система — образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
Самым главным вопросом для логопеда в начале учебного года становится: «Как же ускорить процесс становления и развития речи детей и сделать его интересным, эффективным и нескучным?». Это побудило к поиску нестандартных методик решения проблемы. В итоге я решила остановиться на методике образовательной кинезиологии – нейроупражнения.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое нейроупражнение способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушения чтения и письма будущих школьников. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
Нейропсихологические упражнения направлены на :
-развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
-развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
-работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
-активизация речи;
-работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д
Основная цель применения нейрогимнастики учителем- логопедом,— это активизация развития речи у детей.  И только совместная работа учителя-логопеда с воспитателями и физинструктором может принести положительные результаты. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать слухоречевое внимание детей;
- развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
В коррекционно - развивающей  работе  учитель-логопед использует  нейроигровые   методы  при автоматизации звуков в речи на разных этапах. Это эффективно помогает закрепить правильную артикуляцию звука, его произношение в слогах и словах.
Автоматизация звуков в слогах — важный, но мало интересный для ребенка вид работы заключающийся в многократном повторении за логопедом. Но если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
В своей работе я использую нейропсихологические игры и  комплекс  кинезиологических упражнений:
- упражнения,  которые  поднимают  тонус  коры полушарий  мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
       Дыхательная гимнастика. Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика  повышает  тонус  деятельности  мозга;
  -упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).           
  Для автоматизации изолированного звука на логопедических занятиях я использую игры -   «Звуковые дорожки», «Помоги сказочному герою дойти до своего друга», «Проложи тропинку» и многие другие, цель которых -(автоматизация изолированного произношения звука). Дети проводят одним или двумя пальчиками (прокатывают машинки) по нарисованным линиям, произнося определенный звук. Можно усложнить задание и предложить выложить дорожку  - на каждый камушек произносить нужный звук, для закрепления звука  воспитатель и физинструктор вводят в свои занятия игры, не требующие дополнительных наглядностей - это «Накачать колеса», «Запустим моторы», «Полетаем на самолете».
Игра «Колечки» Самое простое и знакомое всем упражнение поочередно соединять и разъединять пальцы руки с большим пальцем в кольцо при этом произносить обратные и прямые слоги с поставленным звуком.
- Для автоматизации звуков в словах использую следующие игры и упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
«Симметричные рисунки или двуручное рисование» (зеркальное).
Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются
новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят
быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность.
Ребенок берет в каждую руку по фломастеру и одновременно обводит одинаковые рисунки, при этом называя вслух эти рисунки.
«Нейротаблицы»
развитие речевых, глазодвигательных навыков, активизация межполушарного взаимодействия. Ребенку необходимо находить одинаковые картинки и показывать их двумя руками (в таблицах рисунки находятся в разных местах) при том ребенок должен проговаривать то, что показывает. В работе я применяю как поиск одинаковых картинок, так и поиск картинки и ее тени.
Нейропсихологические игры с мячом
На занятиях я использую несколько видов нейропсихологических игр с мячом. Например, из игр в кругу, применяю игры: «Передай одной рукой», «Чередуй руки». Также с детьми выполняем упражнения в паре (взрослый-ребенок или ребенок-ребенок). Упражнения, которые выполняются сидя. Все упражнения выполняются с проговариванием слов/звуков. Привязка нейроупражнений к логопедическим домашним заданиям позволяет родителям более эффективно и интересно проводить занятия с ребенком дома.
Игра «Испытания язычка»
Ребенок делает из пальчиков «класс», произносит пары звуков (с – ш),следуя по дорожке и называет изображение на них, поворачивает руку пальчиком вниз или вверх.
   Аналогично  выполняется упражнение со слогами.
Для автоматизации звуков использую нейрокарточки «Смотри и
повторяй»(карточки с согласованием слов и жестов). Это игра с переключением.
 Ребенку нужно рассмотреть картинку, назвать их по порядку и на каждое слово выбрать соответствующую позу руки. Такие же карточки, где ребенок произносит слово и выполняет соответствующий жест я использую для дифференциации
смешиваемых звуков.
Дети полюбили давно забытую игру «Ладошки» - двое игрока становятся друг против друга. Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони пред собой ( потом правую с левой, левую с правой) при этом ритмично проговаривают чистоговорку или стихотворение с автоматизирующим звуком. 
Очень нравятся детям настольные нейропсихологические   игры с героями:   «У совы в сумке», «У тигренка в брюшке»,  «Найди пару», «Что у слонов в ведрах», «У морда под ведром» -
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа, называть их и закрывать камушками ( цветочками).
 «Двойняшки» - аналогичная игра, но с усложнением. Справа и слева раскладываются одинаковые картинки (4 на 2 или 4на 4 ) изображением вниз. Игрок по очереди переворачивает  картинку на одном поле проговаривает ее и должен отыскать такую же картинку на другом.
 Регулярное выполнение  на логопедических занятиях кинезиологических упражнений  и применение нейропсихологических игр заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических тем, развития моторики.
Представленные мною нейроупражнения благоприятно воздействуют на мозговые структуры, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, способствуют развитию познавательных процессов, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и делают занятие по автоматизации звуков более интересным и продуктивным.


Список использованной литературы:
1. Колесников А. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009.
2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М. : Академия, 2002.
3. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под ред. JI. С. Цветковой. — М. : МПСИ, 2006.
4. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996.