Занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Э
Автор: Тверитнева Елена Геннадьевна
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №174 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
КОНСПЕКТ
занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
Тема
«Звук и буква Э».
Автор-составитель:
Учитель-логопед
Тверитнева Елена Геннадьевна
Новокузнецк
Цели и задачи:
1.учить четко артикулировать и произносить звук Э; знать характеристику и артикуляционный уклад этого звука;
2.Выделять ударный и безударный гласный Э из начала и середины слова; 3.Воспроизводить звуковые дорожки со звуком Э;
4.Познакомить с буквой Э, печатать букву Э в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы;
5.Учиться выделять 4 лишний предмет, находить общее в оставшихся предметах;
6.Тренировать внимание, память, мышление.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
-предметные картинки: этажерка, эскимос, эскалатор, эскимо, эквилибрист, этажи, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт, экскаватор, элеватор, эму
Раздаточный материал:
тетради, карандаши, разрезные азбуки.
1.Орг. момент.
- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: астра, осень, абрикос, ирис, ум, улица, имя, овощи, окунь, ухо.
- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
-Ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)
-Чем отличаются звуки от букв?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем)
-Какими бывают звуки?
(Гласные и согласные)
Какие звуки называются гласными? (Их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды )
Каким цветом обозначаются гласные? (красным)
-Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)
-Какие звуки называют согласными? ( Не поются, есть преграда)
-какая бывает преграда?
-Приведите пример согласных звуков. (Р, М, Т, В,…)
-Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими, твердыми-мягкими)
2. Основная часть
Введение в тему.
- Ребята, вы любите сказки? Хотите послушать?В нашей стране Азбука жила-была немного странная буква –Э. У нее было мало друзей, потому что она жила где-то далеко от начала азбуки. Она очень любила эскимо и работать на экскаваторе – копать ямы. Возможно, к ней никто и не приходил, около ее дома земля была перекопана, и другие буквы боялись упасть в яму. Под ее окном рос эвкалипт, а с ней в домике жили маленькие эльфы.. Она часто брала их с собой на экскурсии по городу,ибо в экспедиции по лесам и полям, потому что их очень интересовала экология. Из всего транспорта она предпочитала электричку, потому что не использует бензин. и не портит природу. Да и когда электричка проходит мимо гор, получается очень симпатичное эхо. Не смотря на то. что буква э была очень экономной, в ее доме было много этажей. И на первом этаже стояла красивая этажерка, на которой она хранила приборы для экспериментов. Она считает себя очень умной. И говорит, что она эрудит!
Знакомство со звуком .
- Вы конечно же уже догадались. Что сегодня мы будем работать с буквой и звуком Э. Какие слова с Э, в нашей сказке вы услышали7
(ЭЭЭскимо – какой звук спрятался в начале этого слова? – Э.)
Мы сегодня будем повторять звук –Э и выучим букву-Э.
А какой звук Э?
Длительное произнесение звука Э логопедом, детьми, хором и индивидуально, тихо и громко. Наблюдение за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом; . Характеристика звука Э: поется голосом, тянется, губы открыты,
звук гласный, обозначается красной фишкой.
Так как гласный — фишка красная. (этот материал – для детей не новый, поэтому дети могут отвечать сами).
Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы звук –Э звучал чисто и красиво, давайте выполним несколько упражений: лопаточка, чашечка, грибок, вкусное варенье. Качели….
Пальчиковая гимнастика.
- Сейчас –Э поможет нам размять пальчики:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - это Я.
Вот и вся моя семья.
Работа по теме:
А) Игра «Поймай звук Э»:
Давайте включим ушки
Приготовим хлопушки и поймаем звук-Э.
- из ряда звуков: У, И,О, Э, Ы А, У,Э, И,Ы, О, Э, А, У, О, Ы,И, С, Э, У,И, Ш,Ы, О, Э, И, А, О, Ы, У и т.п.
- из ряда слогов: ЭТ, ТЭ, ОП, ИП, ЭК, ЕТ, ПЕ, ПА,СЭ, КИ, ЭМ, КЫ, КУ, НЭ, ПО, ЫП и т.п.
-из ряда слов: этажерка, телефон, эскимос, эскалатор, мир, этажи, тишина , электросварщик, ананас, экипаж , сила, огород, электроприбор, облако, эвкалипт, игрушка, экскаватор, элеватор, автобус, эму:
- Проверим вашу память, какие слова со звуком –Э, вы запомнили?
Б) Игра «Попугай» - запомни и повтори.
ПЭ-ТЭ-КЭ-ХЭ
МЭ-НЭ-БЭ-ВЭ
СЭ-ЗЭ-КЭ-ГЭ
ЭХ-ЭК-ЭП-ЭТ
В) Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги, определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.
6. Физкультминутка.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
7. Знакомство с буквой Э:
А) Это — Э с открытым ртом
И большущим языком.
Буква Э — как ни взгляни –
Увидишь клещи и клешни.
- На что по вашему похожа буква Э? (ответы детей).
-Найдите в кассах домик буквы-Э. запомните его место.
Работа с разрезной азбукой.
Рассматривание карточки с буквой Э, выкладывание слогов и слов: эс, эп, эк, эм, эн, эк, эт,пэ, сэ, кэ, мэ, нэ, хэ, тэ, это, эта, этот, эти, эхо, Эмма, Эдик, эму, поэт, поэты, поэма, поэмы, эскимо, эскимос, эскимосы.
Написание буквы.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. ( Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева направо, вниз, закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)
- Рисование буквы Э в воздухе пальчиком или ручкой. Печатание буквы Э на доске и в тетрадях, а так же слогов и слов (в зависимости от уровня детей).
8. Итоговая беседа. Рефлексия.
- с какой буквой познакомились?
- какой звук повторили?
- дайте характеристику этому звуку?
- какие еще гласные звуки знаете?
— Ребята, я вам хочу подарить смайлики, но они разные. Посмотрим.
— Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
— Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями — возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть — задумчивого смайлика, а если совсем трудно — грустного.
Литература:
1. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 3изд.-М.: Айрис-пресс, 2005.
2.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6=7 лет. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в подготовительной логогруппе.