+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Э

Автор: Тверитнева Елена Геннадьевна

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №174 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

занятия по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе

Тема

«Звук и буква Э».

 

 

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Тверитнева Елена Геннадьевна

 

 

 

 

Новокузнецк

Цели и задачи:

1.учить четко артикулировать и произносить звук Э; знать характеристику и артикуляционный уклад этого звука;

2.Выделять ударный и безударный гласный Э из  начала и середины слова; 3.Воспроизводить звуковые дорожки со звуком Э;

4.Познакомить с буквой Э, печатать букву Э в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы;

5.Учиться выделять 4 лишний предмет, находить общее в оставшихся предметах;

6.Тренировать внимание, память, мышление.

 

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

-предметные картинки: этажерка, эскимос, эскалатор, эскимо, эквилибрист, этажи, эскадра, электросварщик, электровоз,  электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор,  эвкалипт, экскаватор, элеватор, эму

Раздаточный материал:

тетради, карандаши, разрезные азбуки.

 

1.Орг. момент.

- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: астра, осень, абрикос, ирис, ум, улица, имя, овощи, окунь, ухо.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

-Ребята, сейчас у нас  вами занятие  обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

-Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем)

-Какими бывают звуки?

(Гласные и согласные)

Какие звуки называются  гласными? (Их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды )

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) 

-Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)

-Какие звуки называют согласными? ( Не поются, есть преграда)

-какая бывает преграда?

-Приведите пример согласных звуков. (Р, М, Т,  В,…)

-Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими, твердыми-мягкими)

2. Основная часть

Введение в тему.

- Ребята, вы любите сказки? Хотите послушать?В нашей стране Азбука жила-была немного странная буква –Э. У нее было мало друзей, потому что она жила где-то далеко от начала азбуки. Она очень любила эскимо и работать на экскаваторе – копать ямы. Возможно, к ней никто и не приходил, около ее дома земля была перекопана, и другие буквы боялись упасть в яму. Под ее окном рос эвкалипт, а с ней в домике жили маленькие эльфы.. Она часто брала их с собой на экскурсии по городу,ибо в экспедиции по лесам и полям, потому что их очень интересовала экология. Из всего транспорта она предпочитала электричку, потому что не использует бензин. и не портит природу. Да и когда электричка проходит мимо гор, получается очень симпатичное эхо. Не смотря на то. что буква э была очень экономной, в ее доме было много этажей. И на первом этаже стояла красивая этажерка, на которой она хранила приборы для экспериментов. Она считает себя очень умной. И говорит, что она эрудит!

Знакомство со  звуком .

- Вы конечно же уже догадались. Что сегодня мы будем работать с буквой и звуком Э. Какие слова с Э, в нашей сказке вы услышали7

(ЭЭЭскимо – какой звук спрятался в начале этого слова? – Э.)

Мы сегодня будем повторять звук –Э и выучим букву-Э.

 А какой звук Э?

Длительное произнесение звука Э логопедом, детьми, хором и индивидуально, тихо и громко. Наблюдение за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом;     . Характеристика звука Э: поется голосом, тянется, губы  открыты, 

звук гласный, обозначается красной фишкой.

Так как гласный — фишка красная. (этот материал – для детей не новый, поэтому дети могут отвечать сами).

Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы звук –Э звучал чисто и красиво, давайте выполним несколько упражений: лопаточка, чашечка, грибок, вкусное варенье. Качели….

Пальчиковая гимнастика.

- Сейчас –Э поможет нам размять пальчики:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка.

Этот пальчик - это Я.

Вот и вся моя семья.

 

Работа по теме:

А) Игра «Поймай звук Э»:

Давайте включим ушки

Приготовим хлопушки и поймаем звук-Э.

- из ряда звуков: У, И,О, Э, Ы  А, У,Э,  И,Ы,  О, Э, А, У, О, Ы,И, С, Э, У,И, Ш,Ы,  О, Э, И, А, О, Ы, У и т.п.

- из ряда слогов: ЭТ, ТЭ, ОП, ИП, ЭК, ЕТ, ПЕ, ПА,СЭ,  КИ, ЭМ, КЫ, КУ, НЭ, ПО, ЫП и т.п.

-из  ряда слов: этажерка, телефон, эскимос, эскалатор, мир,  этажи, тишина , электросварщик, ананас,  экипаж , сила,  огород, электроприбор, облако,  эвкалипт, игрушка, экскаватор, элеватор, автобус, эму:

- Проверим вашу память, какие слова со звуком –Э, вы запомнили?

Б)  Игра «Попугай» - запомни и повтори.

ПЭ-ТЭ-КЭ-ХЭ

МЭ-НЭ-БЭ-ВЭ

СЭ-ЗЭ-КЭ-ГЭ

ЭХ-ЭК-ЭП-ЭТ

В) Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги, определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.

 

6. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

7. Знакомство с буквой Э:

А) Это — Э с открытым ртом

И большущим языком.

Буква Э — как ни взгляни –

Увидишь клещи и клешни.

- На что по вашему похожа буква Э? (ответы детей).

-Найдите в кассах домик буквы-Э. запомните его место.

 

 Работа с разрезной азбукой.

 Рассматривание карточки с буквой Э, выкладывание слогов и слов: эс, эп, эк, эм, эн, эк,   эт,пэ, сэ, кэ, мэ, нэ, хэ, тэ, это, эта, этот, эти, эхо, Эмма, Эдик, эму, поэт, поэты, поэма, поэмы, эскимо, эскимос, эскимосы.

 Написание буквы.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. ( Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева  направо, вниз,  закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют  за мной.)
- Рисование буквы Э в воздухе пальчиком или ручкой.  Печатание буквы Э на доске и в тетрадях, а так же слогов и слов (в зависимости от уровня детей). 

 

8.  Итоговая беседа.  Рефлексия.

- с какой буквой познакомились?

- какой звук повторили?

- дайте характеристику этому звуку?

- какие еще гласные звуки знаете?

— Ребята, я вам хочу подарить смайлики, но они разные. Посмотрим.

— Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

— Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями — возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть — задумчивого смайлика, а если совсем трудно — грустного.

 

 

Литература:

1. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 3изд.-М.: Айрис-пресс, 2005.

2.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6=7 лет. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в подготовительной логогруппе.