+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование современных терапии в коррекционно-логопедической работе с детьми

Автор: Самойлова Валерия Сергеева

За последнее время увеличилась численность  детей с нарушениями речи. Характер речевых нарушений становится всё сложнее. Довольно часто нарушения  имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь,  мелкая и общая моторика, развитие высших психических функций, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая актив­ность.

Если вовремя не исправить нарушения, в детском возрасте, у детей в дальнейшем возникают  трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой различные изменения личности в цепочки развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои интеллектуальные возможности и природные спо­собности.

Такие нарушения заставляют  специалистов искать новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисцип­лин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Практика и поиски новых путей повышения результатов логопедической работы показали, то, что добить­ся положительного результата в работе с детьми-логопатами можно, если с традиционными логопедическими за­нятиями включать в коррекционную работу заня­тия с использованием нестандартных форм и методов прове­дения. В нашей работе таким методом стала - сказка.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Тексты сказок вызывают  у детей и взрослых интенсивный эмоциональный.Целью и задачей сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для работы  сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, эти приёмы доступны из-за своей простоты и интереса к самой сказке. Когда ребёнок чувствует себя на месте сказочных героев, он с большим энтузиазмом выполняют предоставленные  задания. Через сказки ребенок получает множество знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми, о проблемах и препятствиях, которые возникают у человека в жизни. Сказки позволяют ребенку учится преодолевать различные барьеры, находить выход из трудных жизненных ситуаций, верить в силу любви, добра и справедливости.

Большую роль играет  сказкотерапия в коррекции нарушений речи у детей. Проблема детей-логопатов заключается не только в речевых нарушениях. Часто при обследовании детей отмечают­ся следующие виды недостатков: мимические, эмоциональ­ные, моторные, сенсорные, голосовые и  психические функций. То, что касается самой речи, как правило у детей, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а также имеются нарушения в  речевом аппарате.

 Логопедам известны, все трудности выполнения заданий, например с возбудимым ребёнком выполнять артикуляционную гимнастику . У такого ребёнка не только непослушен язык, но он ещё постоянно отвлекается от задания, не сидит на месте ,задает много вопросов, пытается о чем-то рассказать. Его  усидчивости и сосредоточенности  хватает на несколько  минут.

А вялые и ослабленные дети с высокой истощаемостью нерв­ной системы не нарушают дисциплину, их порой и вовсе не заметно в классе. Логопед   испытывает трудности с такими детьми. После нескольких минут работы ребенок становится  слабым и с  затухающим голосом постоянно говорит о том, что он ус­тал и больше не желает заниматься. У таких детей, как правило, с большим трудом проходит постановка звуков, которые  требуют активного выдоха, у логопатов проходит  медленно и вяло автоматизация звуков.

Большинство детей с расстройствами речи  не умеют слушать и слышать  звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произ­ношении тех или иных речевых звуков.

Речь ребенка  не является отдельной  функцией. Ее пра­вильность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего орга­низма в целом. Когда мы добиваемся заметных результатов в ра­боте над слуховым или зрительным вниманием, способности детей чувствовать и понимать других, то это очень благотворно сказывается на речи детей. Если вялый ребенок приобретет уверенность в себе, то у такого ребенка  в бо­лее короткие сроки происходит  постановка, и автома­тизация звуков; ребенок меньше устаёт на занятиях,  у него заметно активизируется мышление, и он способен усваивать большой объем информации

Если у очень спокойного  ребенка просыпается  живой интерес и разви­лась чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спон­танную речь.

Ребенок в жизни  учится осознавать то, что он видит, слы­шит, ощущает, если он пытается определить того, что он чувствует, то его  чувствительность очень помога­ет логопеду в такой, например, области, как развитие фонемати­ческого слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.

Занятия с элементами сказкатерапии  «Погружение в сказку» помогает восполнить некоторый пробел и в работе по усовершенствованию эмоцио­нально-волевой сферы детей. Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание активизации процессов мышления и улучшению мелкой моторики . Но при этом недостаточное внимание уделяется общим общей моторики и совершенствованию эмоционально-волевых процессов.

А между тем игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных про­цессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспо­собность детей. Мышечная и эмоциональная раскованность -главное условие для естественной речи и правильных телодви­жений.

Многие упражнения, которые  требуют  активного зрительного или слухового внимания (пристальное смотреть на пламя свечи, вслушивание в звуки живой  природы, в звон колоколов, в ритм и такт музыки),  такие упражнения увеличивают способность детей к концентрации внимания, к уме­нию максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания, или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учат­ся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности.

 Когда дети «Проживают сказку», они учатся преодолевать барьеры в общении, чувствовать друг друга, находит  адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Часто используемые в сказках этюды на выражение и про­явление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

При помощи песочной терапии и сказкатерапии дети эмоционально разряжаются, сбрасываю зажимы, беспокой­ство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой есть.

Занятия по  песочной и  сказкатерапиям достаточно проводить один раз в неделю. Длительность занятия может быть разной: от 20 минут и более. Так же обязательно сле­дует учитывать возраст детей и их психические и индивидуаль­ные возможности. Каждое занятие представляет собой ком­плекс, включающий в себя разнообразные приёмы, игры, упражнения и танцы, направленные сразу на решение несколь­ких задач (развитие эмоционально-волевой, познавательной сфер, речи, а также упражнения на релаксацию). Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Одной из форм сказкотерапии является песочная терапия. Кто из нас в детстве не играл в песочнице и не строил замки из песка? Ведерко, формочки, совок - первое, что приобретают ребёнку родители для игры. Первое общение детей друг с другом происходят в песочнице. Игра с песком – это одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому мы, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Для занятий  необходимо подобрать разнообразную коллекцию миниатюрных игрушек и предметов, растительность, камешки и т. д. И использовать элементы песочной терапии, как на протяжении целого занятия, так и его части.

Тактильная форма ощущений является у человека наиболее древней. Это такие  ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твёрдое и т. д. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помо­щью  дети познают Мир.

Эти не сложные упражнения с песком на самом деле обла­дают огромным значением для развития психики ребёнка. Во-первых, это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка. Во-вторых, наряду с развитием так­тильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребёнка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Определяя содержание коррекционной работы, важно учи­тывать комплекс симптомов, которые свидетельствуют о проблемах, те что  испытывают дети, для того, чтобы достичь высокой степени реабилитации детей-логопатов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.                    

    / Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.- СПб.,1998.

2. Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия . / Грабенко Т.М., Зинкевич –   

    Евстигнеева Т.Д.- СПб.,1998.

3. Практикум по сказкотерапии / под ред. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.- СПб.: Речь,2000; Гном-

    пресс,1999.

4. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение / 

    Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. ГНОМ и Д, 2000.