+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях

Автор: Толмачева Лидия Геннадьевна

 

Индивидуальное логопедическое занятие

с применением элементов песочной терапии.

Тема. «Автоматизация звука [Л]

в словах, словосочетаниях, предложениях».

Задачи

Коррекционные:

- совершенствовать умение употреблять звук «Л» в словах, словосочетаниях, предложениях.

Образовательные:

- расширять словарь прилагательных;

- закреплять умение подбирать прилагательные к существительным;

- закреплять умение употреблять слова в дательном и родительном падежах.

Развивающие:

- развивать фонематический слух: умение слышать звук «Л» в слове и определять его место; 

- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук через пальчиковую гимнастику и игры с песком.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность во время игр с песком.

Материал: песочница (ящик с песком), фигурки животных (слон и лошадка), стеклянные камешки, защищённые карточки (пол, волны, пилот, клоун, колодец, иволга, иголка, колпаки, палатка), наклейки.

 

 

ХОД РАБОТЫ

I часть.

- Давай поздороваемся с песочком!

Ребёнок и логопед кладут руки на песок, здороваются с ним: пересыпают из ладони в ладонь, зарывают ладонь в песок, обсуждают что они ощущают, какой песок: шелковый, приятный, сыпучий.

 

- В нашей Песочной стране живут двое друзей: это Слон и Лошадка. Что общего в именах двух друзей? Послушай внимательно: Слллон… Лллошадка… (Утрированно произнести названия животных.) (Ответ ребёнка: в этих словах есть звук [Л])

Да, именно с этим звуком мы сегодня будем продолжать учиться произносить слова и предложения.

 

II часть.

- Для начала давай поможем Слону и Лошадке добраться друг ко другу – расчистим для них дорожку.

Необходимо длительной плавной воздушной струей образовать на песке дорожку от одного животного до другого.

 

- А чтобы наш Язычок чётко произносил звук [Л] во всех словах, ему необходимо сделать зарядку. А в этом ему будут помогать наши ладошки и Песок!

Артикуляционные упражнения выполняются одновременно с пальчиковой гимнастикой.

 

Арт.упражн.

Пальчиковые упражнения

Иголочка, Лопатка

 

Обе руки находятся в песке. При упражнении Иголочка ладошки напрягаются, пальцы сжимаются вместе. При упр.Лопаточка - ладони расслабляются.

Качели

Указательными пальцами обеих рук в такт движениям языка проводить дуги по песку в том же направлении.

Маляр

Ребром обеих ладоней раздвигать песок до донышка.

Орешки

Руки сжаты в кулак, кулак поставлен на ребро. Проводить круговые движения в такт движения языка.

Лошадка

Пальцами обеих рук в такт движениям языка «скакать» по песку.

Грибок

Удерживая язык в положении «Грибок», указательным пальцем правой руки нарисовать гриб, затем то же – указательным пальцем левой руки.

 

- Попробуем с тобой найти, где именно живёт звук [Л] в именах наших друзей Слона и Лошадки: в начале, в середине или в конце.

Произнося медленно слово, вести указательным пальцем по песку, образуя дорожку, а там, где утрированно произносится звук [Л], нарисовать кружок. По получившейся схеме наглядно видно, где находится звук.

 

- В нашей Песочной стране спрятаны «сокровища» и нам предстоит их найти.

Игра «Загадки и сокровища». На столе разложены карточки (пол, волны, пилот, клоун, колодец, иволга, иголка, колпаки, палатка). В песке спрятаны «сокровища». Логопед загадывает загадку, а ребёнок находит среди предложенных карточек ответ. Для того, чтобы отметить карточку, ребёнок находит «сокровище» в песке и кладёт на карточку.

По нему идут,

Он и там и тут,

И запомнить так легко:

Он всегда под потолком! (Пол)

 

В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует — бежим по воде…(Волны)

 

Держит он штурвал в руках.

В кресле сидя, в облаках

Совершает он полёт.

Потому, что он… (Пилот)

 

Всех смешит, такой веселый-

Догадался? Это… (Клоун)

 

Он построен под землёй,

Поит свежей всех водой. (Колодец)

 

Птица с ярко-жёлтой грудкой,

Чёрный верх. Незлобный вид.

Но рассердится – и жутко

Кошкой птица закричит. (Иволга)

 

Шить без меня не будет толку,
Потому что я…(Иголка)

 

Буратино был чудак

И носил всегда… (Колпак)

 

Этот дом в поход берут, 
На спине его несут. (Палатка)

- А теперь поиграем: я показываю карточку, а ты рассказываешь каким бывает то, что на ней изображено. Постараемся найти такие описания, в которых есть звук [Л] и, найдя, вернём «сокровища» в Песочную страну.

Ребёнок называет прилагательные, логопед помогает найти прилагательные со звуком [Л]. Ребёнок называет получившиеся словосочетания, постепенно возвращая «сокровища» в песочницу. Словосочетания: гладкий пол, голубые волны, смелый пилот, весёлый клоун, глубокий колодец, жёлтая иволга, колкая иголка, полосатый колпак.

 

- Молодец! Давай подарим наши карточки поровну Слону и Лошадке.

Игра «Кому – что». Ребёнок вставляет по 1 карточке в песок рядом со Слоном и Лошадкой, произнося предложения: «Слону – весёлого клоуна», «Лошадке – колкую иголку» и т.д.

 

III часть.

- Понравилось ли тебе в Песочной стране? Выбери для себя наклейку: если ты с лёгкостью справилась со всеми заданиями – возьми красный цветок, если были трудности – синий.