+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука

Автор: Самойлова Валерия Сергеевна

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука

Тема: Звук [ш]

Этап: Постановка

Цель: Обучение правильному  произношению звука [ш]

Задачи:

Образовательные

1) развивать воздушную струю

2) развивать речевую моторику

3) развивать мелкую моторику

4) развивать словесно-логическое мышление

5) развивать графо-моторные навыки

Коррекционно-развивающие

1) уточнить  артикуляцию звука [ш]

2) обучать правильному произношению звука [ш]

3) обучать образованию существительных суффиксальным способом

Воспитательные

1) воспитывать навыки правильного речевого общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План занятия

1.Организационный момент. Приветствие. Психогимнастика……………………...1 мин

2. Сообщение темы занятия……………………………………………….....................30 сек

3. Развитие длительной направленной воздушной струи упражнение «Фокус»……1 мин

4. Артикуляционная гимнастика:  «Трубочка», «Чашечка»,«Вкусное варенье…….1,5 мин

5.Уточнение артикуляции звука [ш]…………………………………………………...1,5 мин

6. Постановка звука [ш] механическим способом………………………………….....3 мин

7. Физминутка « Лошадка»……………………………………………………………..1 мин

8. Постановка звука [ш] по подражанию……………………………………………...2,5 мин

9. Развитие графо-моторных навыков упражнение «Чудесная поляна»…………...1,5 мин

10. Итог занятия. Поощрение…………………………………………………………..1 мин

11. Домашнее задание…………………………………………………………………..30 сек

Время занятия: 15 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

Организационный момент. Приветствие. Психогимнастика

Логопед: -Здравствуй, Тимофей! Сегодня у нас логопедическое занятие. Давай ты мне скажешь правила на работы на нем.

Ребенок: -глаза смотрят и видят всё, уши слушают и всё слышат, голова думает, а руки помогают.

Логопед: -правильно Тимовей, ты молодечик!

 

Сообщение темы занятия

На нашем занятии мы будем учится произносить звук [ш]

 

 

 

 

Развитие длительной направленной воздушной струи упражнение «Фокус»

Л.- Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

Р.- Тимофей всё выполняет вслед за логопедом

Л.- А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх
 Р. – Тимофей всё выполняет правильно.


 

 

 

 

 

Артикуляционная гимнастика:  «Трубочка», «Чашечка», «Вкусное варенье»

 

Л:

-Чтобы язык был сильным, правильно произносил все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Тимофей, давай поупражняем твой язык. - Посмотри на картинку . Что это?

Р:-Тимофей отвечает это трубочка

 Л: Правильно, трубочка. Давай, превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Умница! А теперь смотри в зеркало, держи трубочку под счет до 10. - Посмотри на картинку. Догадайся, какую артикуляционную гимнастику будем выполнять теперь?

Р:- Тимофей отвечает упражнение «Чашечка»

 Л:-Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Замечательно! А сейчас давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.

Л: - Представь, ты ел вкусное клубничное варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Я буду читать стихотворение, а ты выполняй упражнение:

очень вкусное варенье,

 жаль осталось на губе,

язычок я подниму и остатки оближу.

 

Молодец, с каждым днем у тебя получается лучше!


 

 

 

 

 

 

 

Уточнение артикуляции звука [ш]

Л:-Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (Логопед предлагает ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

Л:- Покажи, где кончик, спинка, корень языка, нижние, верхние резцы, преграда.

Р: Тимофей показывает

Л:-Хорошо!

Л:- А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш. На какие неречевые звуки еще похоже звучание «ш».

Р:- Тимофей отвечает

Л:-Правильно, на шипение рассерженного гуся, шипение змеи, на шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. Р:- Тимофей отвечает на вопрос

Л:- На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка». - А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». (Логопед произносит звук и демонстрирует ладони, сложенные чашечкой). Найди карточку со стрелкой, направленной вверх.

Р:- Тимофей выполняет просьбу логопеда

Л:-Умница! - А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта.

Р:- Тимофей отвечает , теплый воздух

Л:-Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая. Найди картинку-символ.
Р:- Тимофей находит картинку.

 

 

Постановка звука [ш] механическим способом

Л:- Сейчас я научу тебя произносить звук [Ш] (ребенку предлагается длительно произносить звук с (передние зубы все время видны) шпателем аккуратно поднимают широкий язык за верхние зубы и слегка отодвигают его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов); 

Р:- Тимофей с помощью зонда выполняет постановку звука [ш]

 

 

 

Физминутка « Лошадка»

Л:-

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Поглаживание ладонью по голове воображаемой лошадки,

потом по спинке,

по хвостику.

Бег по кругу, высоко поднимая колени.

Р:- Тимофей выполняет упражнение

 

 

 

 

 

 

Постановка звука [ш] по подражанию

Л:- Тимофей сейчас ты внимательно посмотришь на картинки и мне будешь отвечать (ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами ( ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения. Что это за картинка (Ветер шумит), произнеси как шумит ветер?

Р:- Тимофей произносит…-шшшшшш

Л:- Как шипит змея?

Р:- Тимофей произносит шипение змеи

Л:- Как выходит воздух из лопнувшего шарика?

Р:- Тимофей всё показывает правильно.

Л:- Молодечик Тимофей, ты всё правильно выполняешь.

 

 

Развитие графо-моторных навыков упражнение   

«Чудесная поляна»

 

Л:- Тимофей, сейчас ты из картинок выберешь те на в названии которых есть звук [ш]

Р:- ребенок ответил

 Шар, зонт, мышка, жук,  кошка, сумка, машина.

 

 

 

Итог занятия. Поощрение

Л:-Итак, Тимофей расскажи мне чем мы занимались на занятии

Р:- Ребенок отвечает

Л:- Покажи мне пожалуйста, чему ты научился сегодня!?

Р:- Тимофей произносит звук [ш].

Л:- За хорошо выполненную работу Тимофей ты получаешь  5

 

Домашнее задание

Л:- Тимофей, дома ты должен контролировать произнесение звука [ш]. А

 

 Время занятия: 15 минут