Конспект логопедического занятия по звукопроизношению для детей 6-7 лет "Цирк! Цирк! Цирк! Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях
Автор: Черникова Елена Анатольевна
Конспект логопедического занятия по звукопроизношению для детей 6-7 лет
Ф.И.О. учителя – логопеда Черникова Е.А.
Образовательная область коррекционное занятие с
Тема занятия: «Цирк! Цирк! Цирк!» Автоматизация звука р в слогах, словах и предложениях»
Программное содержание: закрепление навыков произношения звука р изолированно, в слогах, словах, предложениях; формирование навыков фонематического анализа и синтеза; развитие интонационной выразительности; тренировка памяти, слухового и зрительного восприятия, внимания; активизация словаря.
Цель: автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-образовательная задача:
закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений;
продолжить формирование длительной и направленной воздушной струи;
закрепить автоматизацию звука [р] в слогах, словах, предложениях;
развитие словаря и лексико – грамматического строя речи;
развитие связной речи;
коррекция устной и письменной речи.
Коррекционно-развивающая задача:
развивать слуховое внимание, память, общую и мелкую моторику, голос, пространственную ориентировку.
Коррекционно-воспитательная задача:
воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Предварительная работа: упражнения в определении позиции звука в слове, придумывание слов на заданный звук.
Оборудование: презентация PowerPoint «Цирк! Цирк!Цирк», разрезная картинка, зеркала, нитка с бусиной, бутылочки на дыхание, свечка, пузыри, чудесный ящик с буквами и наполнителем в виде семечек и фасоли, массажные мячи, картинный материал.
|
Этапы работы |
Содержание этапа |
|
Деятельность логопеда |
Деятельность воспитанников |
||
1. |
Организационный момент: - создание игровой ситуации, - создание проблемной ситуации, - использование сюрпризных моментов. |
Приветствие. Настрой на работу. Собрать разрезанные части, чтобы получились картинки. Вы узнали? «Магнитогорский цирк» - Что это? - Вы там были? - Цирки бывают практически во всех крупных городах. - Уважаемые гости и ребята, сегодня я предлагаю отправиться в цирк.
-Итак, начинаем наше представление. |
Слушают педагога
Цирк. |
2. |
Основная часть Разрешение проблемы с помощью: - описания методов и приемов совместной деятельности педагога и воспитанника для решения проблемы; - использование здоровьесберегающих технологий. |
1. Артикуляционная гимнастика 1) Цирк по улице идёт, Все стоят, разинув рот! – изобразить удивление 2) Цирковое представление Нам повысит настроение! – изобразить радость 3) Зебра – резвая лошадка Бойко скачет по площадке – пощёлкать язычком 4) Потянула зебра ножку, Постояла так немножко - присосать язычок к нёбу и удержать 5) А у зебры есть полоски, Их рисуем кистью плоской – водим языком по нёбу назад – вперёд 6) В цирке шумно, Там и тут барабанов слышен стук – стучим язычком об верхние зубы «д-д-д» - На арене цирка выступают акробаты. 7) Упражнения с бусиной. 2. Дыхательные упражнения. - Разминка закончена, а теперь на нашей арене появляются факиры, они нам покажут фокусы.
- Сейчас нам фокусники покажут с помощью чудесных бутылочек волшебство.
- Игра «Дрессированная пчелка »
3. Изолированное произношение звука р - В цирк мы взяли с собой какой звук? - Какой звук я выделила? - Мы в цирк ехали, заводили мотор рррррр…
4. Характеристика звука, акустико-артикуляционный образ звука [р]. - Посмотри в зеркало и расскажите про этот звук.
- Какой он — звук [Р]? - Согласный, твердый, звонкий.
5. Связь звука с буквой - Давайте поиграем. - Угадайте на ощупь букву Р? - Давай обведем её, произнося звук рррррр…
- На рабочих листах найти и обвести только правильные письменные буквы р.
6. Автоматизация звука р в слогах. Развитие фонематического слуха. - В цирке встречаем жонглеров и давайте немного пожонглируем. Возьмём в руки эти мячики и покатаем и поперекидываем , как я. - Давайте с ними поиграем в игру «Повторялка». - Скажите слог столько раз, сколько я хлопнула, сколько топнула, сколько раз тебя коснулась.
- Игра «Умная обезьянка»
- Запишите цепочку слогов на рабочем листе.
7. Автоматизация звука р в словах - А представление продолжается и на арену выходит снова фокусник. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. - И предлагаю вам превратить большие предметы в маленькие. Поможете мне? - Большое ведро, а маленькое …, коробка - зеркало- помидор - карандаш краб- Игра «Один – много» - Он один предмет будет, во много предметов превращает. Одно ведро…, Одна роза … Один помидор … - Задание на рабочем листе.
Игра «Поймай рыбку» согласование числительного с существительным - А сейчас на арене цирка выступает морж по кличке Роки. Он очень любит кушать рыбку. Давайте посчитаем, сколько рыбок он съест за время своего выступления.
8. Динамическая пауза На арене цирка выступают грациозные лошадки. Грациозные лошадки Вы по кругу пошагайте Ноги выше поднимайте! А теперь быстрей, быстрей Поскакали веселей! 9. Развитие звукового анализа. На сцену выходит дрессированный слон - Гора, потому что он такой же большой и могучий. Этот слон будет вставать на ту тумбу, на которую укажем ему мы, определив позицию звука р в слове. Первая тумба – звук в начале слова, вторая – звук в середине слова, третья тумба – звук в конце слова. - Задание в рабочем листе: распределить слова и записать.
10. Автоматизация звука р в предложениях Игра «Исправь ошибку» - Как вы думаете, что делает клоун в цирке? - Клоун смешит в цирке детей. - Клоун Рома тоже хочет тебя рассмешить. - Послушайте, правильно ли он говорит и исправьте, если нужно ошибки. Градусник несет врача. Сахар грызет Иру. Забор красит Рому. Крышка накрыта ведром. Дорога едет по грузовику. - А теперь выполните задание письменно.
11. Автоматизация звука р в скороговорке - Проговорить. - Собрать разрезанную скороговорку. Выделить звук р и обвести букву.
12. Упражнение в правильном произнесении звука [р]. - Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями. Ирк – ирк – ирк – все любят цирк. Тры – тры – тры – шары в руках у детворы. Тра – тра – тра – до свидания, детвора. Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора. |
Выполняет упражнения артикуляционной гимнастики перед зеркалом
Выполняют задание.
на одном длинном выдохе выпускают пузыри, задувают свечку
Дует в волшебные бутылочки.
Использование ИКТ на компьютере сайт «Мерсибо»
Звук Р.
Выполняет упражнение «Мотор» - ррррр на рабочем листе + в воздухе рисуем букву Р
Зубы приоткрыты, губы свободны. Кончик языка за верхними зубками, «дрожит». Воздушная струя теплая, сильная.
Дидактическое пособие контуры букв + шершавые буквы
Выполняют задание на рабочих листах.
Повторяет за педагогом слоги: РА-РО-РУ-РЫ АР-ОР-УР-ИР АРА-ОРО-УРУ-ИРЫ
Играем на компьютере в программе «Мерсибо» выполняют задание на рабочем листе.
Картинный материал Ведёрко, коробочка, зеркальце, помидорчик, карандашик, крабик.
Много ведер много роз много помидоров
выполняют задание на рабочем листе.
Находит глазами по кабинету: одна рыбка, две рыбки, три рыбки…
дети шагают , ходьба с высоким подниманием колена галоп
Выполняет задание
выполняют задание на рабочем листе.
Выполняет задание
выполняют задание на рабочем листе.
выполняют задание на рабочем листе.
проговаривает чистоговорки за логопедом |
3. |
Заключительная часть - игровой анализ занятия (итог) -рефлексия |
Цирковое представление подошло к концу. - Скажи ребята, выступление каких артистов вам понравилось?
- А какой звук мы брали с собой в цирк? - Домашнее задание у вас будет прочитать рассказ и вставить пропущенные слова из словарика, который у нас с вами получился за все занятие.
(Аудиозапись аплодисментов и криков «Браво!») – Что кричат зрители артистам? Я вам тоже хочу сказать: «Браво! Молодцы!» |
Факиры, жонглеры, фокусники, клоун, акробаты, животные
Звук р
Д.З.
Браво! |