+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект подгруппового логопедического занятия "Стадион Самара Арена. Дифференциация звуков [Р]-[РЬ]

Автор: Андрюшина Наталья Николаевна

Цель: формировать фонематическое восприятие детей на основе различения звуков по мягкости, твердости.

Задачи:

1. Формировать умение дифференцировать звуки «Р» / «Рь» на слух.

2. Закреплять навык дифференцированного произношения звуков «Р» / «Рь» в слогах, словах, предложениях.

3. Активизировать словарь детей по теме :спортивные объекты,Чемпионат Мира по футболу, стадион Самара Арена, а также различных видов спорта.

4. Совершенствовать навык звуко - буквенного анализа.

5. Совершенствовать грамматический строй речи , упражняясь в употреблении предлога С(СО)

6. Развивать кинестетическое и кинестезическое восприятие.

7.    Развивать словесно-логическое мышление.

8. Развивать групповую сплоченность, формировать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, любовь к родине.

Для достижения заданных целей и задач используются различные методы и приемы: наглядные, словесные, практические, игровые. В процессе проведения данного НОД осуществляется решение задач образовательных областей  «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Социализация».

Материалы и оборудование: магнитная доска, стенд - наборное полотно, фотографии и открытки с видами спорта, которыми занимаются на стадионах; обручи, шары воздушные, предметные картинки на звуки р и рь, контейнер с красными, синими и зелёными плоским деревянными квадратиками для звукового анализа, касса букв, мяч, слайд-шоу «Виды стадиона  Самара Арена».

Предварительная работа:

Беседы о спортивных объектах нашего города, рассматривание альбомов, целевые прогулки по маршрутам выходного дня в бассейны, спортивные комплексы в районе проживания, фитнесс –центры, бассейн ЦСК, разучивание стихотворений по теме спорт, футбол,  разучивание пальчиковой гимнастики «Футбол», создание совместно с родителями «Фото-историй»*

 

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности


Вступительное слово учителя-логопеда.

(звучит фрагмент из «Марша физкультурников»,  входят дети)

Ребята,  все вы знаете, что летом 2018 года в нашей стране – России проходил Чемпионат мира по футболу. Футбольные матчи прошли в 11 российских городах, в том числе и в нашем городе Самара. К нам приезжали гости со всего мира: спортсмены, болельщики, журналисты. У нас в стране все любят футбол и играют в него с самого детства. 

Логопед: А вы играете в футбол?

Только когда дети маленькие -  они  могут играть хоть во дворе или в нашем спортзале в детском саду ведётся секция по футболу. А для профессиональных спортсменов необходимы иные условия. И вот с целью достойно встретить команды-участницы Чемпионата Мира по футболу в Самаре построили огромный стадион, о котором можно только мечтать!Как он называется?

Кто был на этом стадионе?

Кто видел его на картинках?

Кто видел его по телевидению и в интернете?

Предлагаю прямо сейчас отправиться на экскурсию на стадион.

Все приготовились? Автобус вас ждет.

     Автобус отправляется,

     К поездке всё готово.

     Билеты предлагаются

     За красочное слово.

В автобусе место займёт лишь тот, кто скажет, наш город какой? (Современный, зелёный, благоустроенный, родной, любимый, чистый, красивый, милый, нарядный, чудесный, дорогой, замечательный и др. ) Детям раздаются «сердечки» - билеты, они садятся в автобус.

 Ребята, и так мы отправляемся в путь «Доброго пути».

 

Ребята, а вы знаете, кто был официальным символом Чемпионата по футболу? Правильно, это Волчок Забивака. Он узнал про наше сегодняшнее путешествие  и решил побыть на стадионе вместе с  нами. (под музыку входит Волчок Забивака).

-Привет, ребята, а я приготовил игру «Доскажи словечко». Вы должны будете как настоящие болельщики на стадионе, на ответ вставать со скамеек и дружно, хором добавлять слова в рифму. Готовы? Тогда начинаем!

 

Михаил играл в футбол

И забил в ворота….(ГОЛ!)

 

Знает Вова, знает Коля

Травой покрыто футбольное….(ПОЛЕ)

 

Я от радости кричу

Ударил метко по…(МЯЧУ)

 

Закричал весь стадион:

«Вратарь – молодец, вратарь - ….(ЧЕМПИОН!)»

 

Мяч летит без поворота

«Эй, вратарь, держи….(ВОРОТА)»

 

Знаешь ты, и знаю я

Следит за игрою на поле….(СУДЬЯ)

 

Сильны, точны в ударах, быстры

Это наши….(ФУТБОЛИСТЫ)

 

Со всего мира к нам гости летят

Летом в Самаре был….(ЧЕМПИОНАТ)

 

Играйте все в футбол красиво,

А победит всё же….(РОССИЯ!)

Логопед: Забивака, это конечно всё замечательно..Футбол, футболисты…А когда на стадионе нет  ни каких встреч и игр что происходит здесь?

Забивака: сюда приходят разные спортсмены и тренируются.

3. Дифференциация звуков в словах.

Логопед: Наши дети любят спорт и физкультуру и.значит, мы сейчас тоже проведём   тренировку.

Логопед кладет на пол обручи синего и зеленого цвета. Дети разбирают резинки – браслеты синего и зеленого цвета, надевают их на руку  и тем самым объединяются в две команды.   На отдельном столике лежат предметные картинки, в названии  которых надо определить твердость – мягкость звуков и разложить их по подходящим обручам. Команда с зелеными браслетами отбирает картинки со звуком РЬ, а с синими – со звуком Р.

 

 

Пальчиковая гимнастика: Футбол

Пальчики в футбол играют.      (пальчики бегают по столу)
Все друг друга обгоняют,                (пальчики бегают)
Все – бегом, вприпрыжку, вскачь, (пальчики прыгают)
Все хотят ударить мяч.       (указательными пальцами делаем   резкие движения….)
Каждый забивает гол.                                  (….забиваем)
Хорошо играть в футбол!                          (похлопали)

 

Логопед: Тренировка закончена и теперь  начинаются соревнования. Обычно во время соревнований большой стадион делят на сектора.

Сектор прыжков в высоту. К воздушным шарикам привязаны картинки (названия видов спорта, снарядов, инвентаря (см. в оборудовании)). Дети прыгают и достают картинки, снимают их с веревочек. Далее предлагается определить мягкость-твердость звуков в  названиях.

Какой последний звук в слове «сектор»?

В каждом секторе идут соревнования по какому – либо виду спорта, обычно по легкой атлетике. Мы тоже посоревнуемся. Итак, первый сектор - беговой.

Дети подходят к сектору. Детям раздают предметные картинки и звуковые линейки (дорожки) и картонные фигурки бегунов. Детям предлагается определить место звука в словах и положить бегуна на то место звуковой дорожки, где находится звук.

Логопед.: А теперь сектор метания. А какие вы знаете виды спорта, в которых надо попасть в мишень?

Дети.: Стрельба из лука, из пистолета, биатлон…

Логопед.: Правильно! Разбирайте мячи и кидайте в мишень.

Дети кидают мячи с липучкой в мишень. Если попадут в синюю цифру, то придумывают слово со звуком Р, если в зеленую – со звуком РЬ.  Цифра указывает на то, сколько слогов  должно быть  в придуманном слове.  Например, попали синюю цифру 3. Можно придумать слова из трех слогов и со звуком Р: работа, ракета, и т.д.

 

 Логопед: «Для того, чтобы справится с этим непростым заданием нужно быть не только внимательными, но и дружными.

Дети дают сравнительную характеристику звуков Р и РЬ:

«Общее: согласные, звонкие, при их произношении язычок поднимается наверх и дрожит.

Отличие: один мягкий, другой твердый».

 

Логопед предлагает присесть на траву футбольного поля в кружок (на коленях).Закрыть глаза и мысленно представить какая мягкая и шелковистая на ощупь трава.

Игра «Камень-вата».

Сейчас будем молча, с помощью рук показывать, какой звук. Если в слове вы услышите твердый звук, то пальчики сжимаете в кулачки, как камень. Если в слове мягкий звук, то ладошки распрямляете, словно гладите мягкую ,шелковистую, приятную  траву. Слова: рак, рябчик, заря, жираф, парад, черемуха, ворона, ларек, крючок, грамота, горячий, тревога, графин.

 

Логопед: Ребята, кто на соревнованиях обычно стоит с флажками?Судья.

Игра «Судья с флажками».

 «Будь внимателен» на слова со звуком [р] – синий флажок, на слова со звуком [рь] – зелёный. Рис, рак, дрова, ковер, карась, арена, снегирь, Самара, русский, рисовый, река,березовый, рубить, рисовать, лепить, рыбачить.

IV.   Игра «Крепкая цепочка».

Логопед: «Преодолеть беду можно только всем вместе. Ведь дружба – это большая сила».

Дети повторяют слоги тройками за логопедом. При правильном произнесении, берутся за руки.

Ра- ра - ря;          ре – рэ - рэ;

Ро – ре - ро;          ру – рю - ру;

Ры – ри - ры ;        ря – ра - ря.

Логопед акцентирует внимание на том, что цепочка получилась крепкая, потому что дети были дружные, а это значит, что они могут справиться с любой неприятностью.

5.    Игра «Чудесный мешочек» (дети садятся на стульчики).

Логопед обращает внимание детей на игрушки. Это подарки от настоящих  спортсменов.  Забивака перепутал эти подарки. Предлагает обследовать предметы, определить их на ощупь, назвать и разделить на две части (Р/РЬ) Робот; Ракета ,рыба ,черепаха, репка, ремень.

 

  Самомассаж лица.

Дети стоят около стульчиков или произвольно. Логопед предлагает сделать самомассаж, чтобы стать более здоровыми. Одновременно с действиями, произносят чистоговорки.

РА-ра-ра (гладят лобик), погляди-ка детвора (массируют лицо от носика к ушкам); ря-ря-ря (от уголков рта к ушкам), взошла красная заря («обезьянка»); ры-ры-ры

(гладят подбородок), растет рябина у горы (гладят шею); ри-ри-ри (хлопают), клюют рябину снегири (топают).

8.    Игра «Что с чем дружит».

Чтобы помочь Звуковичкам нужно еще уметь размышлять. Давайте в этом поупражняемся.

1. Морковь «дружит» с картошкой, а труба с гармошкой.

2. Укроп «дружит» с петрушкой, а творог с ватрушкой.

З. Кастрюля «дружит» с тарелкой, а жираф с мартышкой.

4. Репка «дружит» с редькой, а озера с речкой.

5. Муравей «дружит» со стрекозой, а рябина с березой.

6. Трико «дружит» с брюками, а рукава с карманами.

Дети обосновывают свои ответы.

9.    Звуко - буквенный анализ слов по индивидуальным карточкам. Слова САМАРА, АРЕНА.

Логопед поощряет детей за то, что они были внимательны, дружны. Обращает внимание на то, что необходимо всегда улыбаться.

Выкладывают эти слова из букв. Объясняют, что в слове САМАРА после буквы Р следует А, а в слове АРЕНА после Р мы видим Е, значит от последующей гласной зависит то, каким будет согласный, твёрдым или мягким.

Итог занятия: