Умницы и умники
Автор: Гусева Татьяна Александровна
Логопедическое занятие с применением интерактивных технологий, в котором дети делятся на команды и соревнуются друг с другом, выполняя различные логопедические задания. Занятие носит обобщающий характер, проводится в конце учебного года, выявляя итоговые знания детей по программе речевой подготовительной группы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 16
«Детский сад» г. Кингисеппа
Непосредственно образовательная деятельность
«Коммуникация»
Тема «Турнир эрудитов и знатоков»
Учитель-логопед Гусева
Татьяна Александровна
г. Кингисепп
2020г.
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: Умницы и умники.
Направление: Познавательно-речевое развитие.
Ведущая образовательная область: Коммуникация.
Цель: совершенствовать навык звукового анализа и синтеза
Решаемые задачи:
Область «Коммуникация»:
Продолжать развивать фонематический слух
Развивать звуко-буквенный анализ и синтез
Развивать слоговой и языковой анализ, синтез и представления
Совершенствовать навык чтения слогов и слов
Активизировать словарь
Совершенствовать умение употреблять предлоги
Развивать зрительное и слуховое восприятие, память и внимание
Развивать логическое мышление
Область «Познание»:
Актуализация знаний по лексическим темам
Вызывать интерес к заданиям через использование компьютерных технологий и ответам друзей
Область «Социализация»:
Совершенствовать умение внимательно слушать педагога
Воспитывать навык работы в команде и уважительное отношение к соперникам
Оборудование: эмблемы, картинки, схемы, ребусы, фишки красного, синего и черного цвета, полоски для обозначения слов, карточки с предлогами.
Ход занятия:
Перед началом игры детям раздаются эмблемы с названиями команд.
1. Организационный момент
Логопед:
Сегодня состоится игра, в которой примут участие две команды – команда умниц и команда умников. Игру начинает та команда, которая отгадает больше загадок.
Загадки:
1. В дупле живет,
Да орешки грызет. (Белка)
2. Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Книга)
3. Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (Буквы)
2. Сообщение темы занятия.
Логопед:
Итак, мы начинаем нашу игру. Перед вами на экране расположено шесть игровых полей: «Царство звуков», «Шифровальщики», «Заморочки из бочки», «Веселые слова», «Обо всем», «Ребусы». В каждом поле по три вопроса. Каждый вопрос оценивается в баллах от одного до трех. Чем сложнее вопрос, тем больше баллов при ответе на него вы получаете. Игру начинает команда, отгадавшая большее количество загадок, это команда умников. Выбирайте, пожалуйста, поле и вопрос.
3. Развитие слухового восприятия, памяти и внимания. Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений.
Капитан команды умников:
Мы выбираем поле «Царство звуков», вопрос на три балла.
Логопед открывает поле и читает вопрос:
Назовите всегда мягкие согласные звуки.
Дети команды умников совещаются и капитан выбирает, кто будет отвечать. (Далее команды выбирают поля и отвечают на вопросы по очереди). После полученного ответа осуществляется проверка. Если ответ дан неверно, право ответа получает команда соперников.
Логопед:
Теперь поле выбирает команда умниц.
Капитан команды умниц:
Мы выбираем первое поле, вопрос на один балл.
Логопед:
Перечислите все гласные звуки, сколько их?
Отвечающий ребенок:
Гласные звуки: а, о, у, и, ы, э. Гласных звуков шесть.
Капитан команды умников:
Мы выбираем первое поле, вопрос на два балла.
Логопед:
Назовите всегда твердые согласные звуки.
Отвечающий ребенок:
Всегда твердые согласные звуки:
Капитан команды умниц:
Мы выбираем третий вопрос во втором поле.
Логопед:
Назовите картинки, выделите первые звуки названий картинок и составьте из них слово (картинки: лук, арбуз, муха, пушка, ананас. Слово: лампа).
Капитан команды умников:
Мы выбираем поле «Шифровальщики», вопрос на два балла.
Логопед:
Назовите картинки. Какая картинка подходит к предложенной звуковой схеме?
Капитан команды умниц:
Мы выбираем первый вопрос во втором поле.
Логопед:
Назовите картинку, составьте к ней звуковую схему. (Кошка)
4. Развитие логического мышления.
Капитан команды умников:
Мы выбираем поле «Заморочки из бочки», вопрос на три балла.
Логопед:
Назовите одним словом: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец – это…
Голова, руки, шея, колени, плечи – это…
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье – это…
Капитан команды умниц:
Мы выбираем поле «Заморочки из бочки», вопрос на два балла.
Логопед:
Скажи наоборот:
Умный - …
Друг - …
Ломать - …
Близко - …
Капитан команды умников:
Мы выбираем поле «Заморочки из бочки», вопрос на один балл.
Логопед:
Рассмотрите картинки, назовите лишнюю и объясните, почему. (Картинки: ласточка, самолет, вертолет, ракета).
5. Совершенствование навыка чтения слогов и слов, развитие слогового анализа и синтеза, развитие зрительного восприятия.
Капитан команды умниц:
Мы выбираем поле «Веселые слова», вопрос на два балла.
Логопед:
Слоги перепутались. Прочитайте их и поменяйте местами так, чтобы получились слова:
ла-кук
ро-ва-ко
ка-боч-ба
чик-куз-не
мик-до
Капитан команды умников:
Мы выбираем поле «Веселые слова», вопрос на три балла.
Логопед:
Прочитайте слово. Сосчитайте, сколько звуков и сколько букв в нем. (Слово «соль»)
Капитан команды эрудитов:
Мы выбираем поле «Веселые слова», вопрос на один балл.
Логопед:
Прочитайте слово, которое спряталось. (На экране слово «дети» зашумлено геометрическими фигурами)
6. Психо-физическая пауза – игра «Рыбаки и рыбки». Дети делятся на рыбок и рыбаков и под музыкальное сопровождение играют до того момента, пока логопед не хлопнет в ладоши. После хлопка дети меняются ролями.
7. Развитие языкового анализа, синтеза и представлений.
Логопед:
Вы немного отдохнули, а теперь продолжаем игру дальше. И сейчас открывает вопрос команда умников.
Капитан команды знатоков:
Мы выбираем поле «Обо всем», вопрос на три балла.
Логопед:
Придумайте предложение к данной схеме (на экране схема предложения с предлогом «В»)
Игроки команды знатоков совещаются и озвучивают составленное предложение.
Капитан команды умниц:
Мы выбираем поле «Обо всем», вопрос на два балла.
Логопед:
Слова перепутались. Прочитайте их и поставьте в таком порядке, чтобы получилось предложение. (Слова: из, кошка, пьет, молоко, блюдца).
Капитан команды умников:
Мы выбираем поле «Обо всем», вопрос на один балл.
Логопед:
Посмотрите на картинку и составьте по ней предложение. Составьте схему к данному предложению. Назовите количество слов в нем и предлог.
(Команда соперников также составляет схему предложения для взаимопроверки).
8. Развитие зрительного восприятия, звуко-буквенного анализа.
Капитан команды умниц:
Мы выбираем поле «Ребусы», вопрос на три балла.
Логопед:
Разгадайте ребус (на экране зашифровано слово «вода»).
Капитан команды умников:
Мы выбираем поле «Ребусы», вопрос на два балла.
Логопед:
Разгадайте ребус (на экране зашифровано слово «дым»).
Капитан команды умниц:
Мы выбираем поле «Ребусы», вопрос на один балл.
Логопед:
Разгадайте ребус (на экране зашифровано слово «бабочка»).
9. Итог.
Логопед:
Вот и подошла к финалу наша игра. Жюри подсчитывает очки команд. А я хочу поблагодарить вас, ребята, за старание и помощь друг другу.
Далее жюри оглашает результаты игры и вручает призы командам.