Развитие словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством дидактических игр
Автор: Вахляева Елена Александровна
Развитие словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством дидактических игр
Дошкольный возраст – период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона. К 6-ти летнему возрасту, ребенок овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью. Но это все является нормой.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.
Бедность же словаря проявляется в том, что дошкольники не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщенного значения, обозначающие оценку, качества, признаки и др. Для развития, обогащения и совершенствования словаря существуют множество дидактических игр.
Дидактические игры на развитие словарного запаса
Развитие активного словаря
Д\и: «Чудесный мешочек»
Цель: расширение предметного словаря, правильность грамматического оформления слов.
В мешочек помещаются разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и др.) ребенок опускает в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определяет и называет то, что он ощупывает.
Д/и: «Что это?»
Цель: расширять предметный словарь, обобщающие сова.
Детям предлагается закончить предложение, а потом повторить его полностью за взрослым.
Береза, осина, дуб – это … .
Ромашка, василек, незабудка – это … .
Комар, кузнечик, жук – это … .
Заяц, волк, лиса – это … .
Кукушка, сова, орел – это … .
Д/и: «Какой?»
Цель: развитие словаря признаков.
Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зеленый, красивый, густой, тихий, шумный, таинственный, зимний и тд.).
Д/и: «Скажи по-другому»
Цель: ввести в речь синонимы разных частей речи.
Дети встают в круг и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.
Бой – битва, сражение.
Буря – ураган, шторм.
Детвора – дети, ребята.
Жаркий – знойный, горячий.
Д/и: «Упрямые дети»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить все наоборот.
Н – р, открыл – закрыл.
Отъехал – приехал
Вылетел – залетел
Въехал – съехал
Выехал – заехал
Уплыл – приплыл
Нырнул – вынырнул и т.д.
Д/и: «Угадай слово»
Цель: учить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Дуб большой, а рябина … .
Сосна высокая, а куст … .
Пчела летает, а гусеница … .
Дорога широкая, а тропинка … .
Опенок съедобный, а мухомор … .
И т.д.
Д/и: назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
Блюдце – блюдечко, овца – овечка, собака – собачка, белка – белочка, ложка – ложечка и т.д.
Д/и: «Что приготовим?»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
Из яблока – яблочное повидло , яблочный сок.
Из банана – банановое повидло.
Из груши – грушевое варенье, грушевый компот. И т.д.
В итоге у детей должен накапливаться значительный объем знаний и соответствующий словарь, что должно обеспечивать свободное их общение в широком плане (общение с взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач т.п.). Словарный запас должен характеризоваться разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволит сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.