+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством дидактических игр

Автор: Вахляева Елена Александровна

Развитие словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством дидактических игр

   Дошкольный возраст – период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона. К 6-ти летнему возрасту, ребенок овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью. Но это все является нормой.

  Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.

  Бедность же словаря проявляется в том, что дошкольники не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщенного значения, обозначающие оценку, качества, признаки и др. Для развития, обогащения и совершенствования словаря существуют множество дидактических игр.

 

Дидактические игры на развитие словарного запаса

Развитие активного словаря

Д\и: «Чудесный мешочек»

Цель: расширение предметного словаря, правильность грамматического оформления слов.

В мешочек помещаются разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и др.) ребенок   опускает в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определяет и называет то, что он ощупывает.

Д/и: «Что это?»

Цель: расширять предметный словарь, обобщающие сова.

Детям предлагается закончить предложение, а потом повторить его полностью за взрослым.

Береза, осина, дуб – это … .

Ромашка, василек, незабудка – это … .

Комар, кузнечик, жук – это … .

Заяц, волк, лиса – это … .

Кукушка, сова, орел – это … .

Д/и: «Какой?»

Цель: развитие словаря признаков.

Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зеленый, красивый, густой, тихий, шумный, таинственный, зимний и тд.).

Д/и: «Скажи по-другому»

Цель: ввести в речь синонимы разных частей речи.

Дети встают в круг и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.

Бой – битва, сражение.

Буря – ураган, шторм.

Детвора – дети, ребята.

Жаркий – знойный, горячий.

Д/и: «Упрямые дети»

Цель: учить  понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить все наоборот.

Н – р, открыл – закрыл.

Отъехал – приехал

Вылетел – залетел

Въехал – съехал

Выехал – заехал

Уплыл – приплыл

Нырнул – вынырнул и т.д.

Д/и: «Угадай слово»

Цель: учить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Дуб большой, а рябина … .

Сосна высокая, а куст … .

Пчела летает, а гусеница … .

Дорога широкая, а тропинка … .

Опенок съедобный, а мухомор … .

И т.д.

Д/и: назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

Блюдце – блюдечко, овца – овечка, собака – собачка, белка – белочка, ложка – ложечка и т.д.

Д/и: «Что приготовим?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

Из яблока – яблочное повидло , яблочный сок.

Из банана – банановое повидло.

Из груши – грушевое варенье, грушевый компот.  И т.д.

  В итоге у детей должен накапливаться значительный объем знаний и соответствующий словарь, что должно обеспечивать свободное их общение в широком плане (общение с взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач т.п.). Словарный запас должен характеризоваться разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволит сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.