Применение интерактивной доски в работе с дошкольниками имеющие различные речевые нарушения
Автор: Ефремова Людмила Владимировна
Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает много сил.Постепенно у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи –сложный процесс. Использование интерактивной доски позволяет сделать логопедические занятия увлекательными, динамичными, красочными, интересными и значительно повысить мотивационную готовность детей к деятельности путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
Актуальность: Bпоследние годы заметно увеличивается число детей с нарушениями речи и соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей решения речевых проблем дошкольников .Использование разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество логопедической работы в целом. В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Из современных технических новинок особое место занимает интерактивная доска, которая обладает большими потенциальными возможностями в развитии дошкольников и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает много сил.Постепенно у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи –сложный процесс. Использование интерактивной доски позволяет сделать логопедические занятия увлекательными, динамичными, красочными, интересными и значительно повысить мотивационную готовность детей к деятельности путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на oдном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее всocтав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.
Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет:
- повысить качество обучения детей с ОВЗ;
- развивать ВПФ (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышенного уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;
- развивать речевую артикуляцию и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;
- повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевой потологии;
- обеспечить психологический комфорт на занятиях.
Следующей задачей стало использование интерактивной доски в непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками. Доска проста в управлении, и дети легко и с большим удовольствием осваиваютработу на интерактивной доске. Bсе манипуляции понятны, берем маркер – пишем. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Подобранный дизайн доски, лотков и маркеров максимально удобны для детей дошкольного возраста. Большая площадь поверхности доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Используя крупные красочные изображения, передвигая буквы, составляя слова и предложения, оперируя различными объектами просто пальцами, дети становятся участниками процесса «живого» обучения. В этом случае дошкольники воспринимают информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и знакомый метод повторения. Материал для работы с интерактивной доской подбирается согласно перспективному тематическому плану.
Преимущества для педагогов
· Позволяет педагогам работать на интерактивной доске, не теряя контакта с детьми и не привязывая себя к компьютеру
· Экономит время и средства (не надо готовить и очищать доску, покупать, размещать и хранить бумажные иллюстрации, схемы и плакаты)
· Дает возможность для импровизации и гибкости, позволяя педагогам использовать готовые ресурсы и создавать свои
· Позволяет педагогам сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала
· Позволяет педагогам делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
· Вдохновляет педагогов на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост
Преимущества для обучающихся
· Обучение детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями
· Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка
· Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды
· Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала
Опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более интересным и захватывающим.
Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Мы используем доску практически на всех занятиях – Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях, занятиях художественно-эстетического цикла и т.д.
Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) на логопедических занятиях,позволяет нам моделировать различные ситуации и среды. Существует множество электронных дидактических игр для детей 5 – 7 лет по развитию речи.
Например:
Игра «Цепочка»
Цель: Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком, выделять первый и последний звук в слове.
Ход: НаИД представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько. Педагог предлагает выделить последний звук в демонстрируемом слове и выбрать среди множества картинок слово, которое начинается на этот звук. Затем перенести стилусом выбранную картинку к первой и таким образом продолжить цепочку. В конце задания открывается смайлик-проверка, под ним правильно составленная цепочка картинок. Ребенок сравнивает две цепочки.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: Упражнять в объяснении значения слов.
Ход: НаИД находятся несколько домиков, с закрытыми окнами-шторками. В них «живут» слова (музей, подснежник, ливень, ложь, соревнование, бассейн, телогрейка, дворец). Детям предлагается выйти к доске, открыть любое окошко-шторку, прочитать слово, которое им досталось и объяснить его значение («музей – это место, где собраны картины и туда приходят люди, чтобы на них посмотреть» и т.д.)
гра «Назови детенышей»
Цель: Упражнять в образовании названий детенышей диких животных в именительном и родительном падежах множественного числа.
Ход: НаИД представлены картинки животных и их детенышей. Ребенку предложить выбрать одно животное, найти его детенышей, перенести их к нему и сказать кто у кого есть» («У волка - волчата, у волка много волчат». «У ежа - ежата, у ежа много ежат» и т.д.).
Игра «Лисенок считает»
Цель: Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа неодушевленных существительных
Ход: На экране сюжетная картинка с лисенком. Ребятам предлагается задать лисенку, который умеет считать вопросы типа: «Сколько, у тебя носов, хвостов, лап, глаз, бровей, ушей, ртов, усов, щек». На правильно заданный вопрос лисенок отвечает (записан голос – включатся педагогом с помощью гиперссылки), неверный ответ – молчит.
Игра «Назови одним словом».
Цель: Упражнять в образовании сложных слов.
Ход: На доске в два столбика расположены слова(подходящие слова смещены относительно друг друга). Дети находят пары слов, соединяют стилусом или маркером и составляют из них сложные слова. (Длинные уши – длинноухий, большие глаза – большеглазый, короткий хвост – короткохвостый, острые зубы – острозубый…) При правильном ответе - слова поощрения.
Игра «Наоборот»
Цель: Закреплять умение подбирать слова противоположные по смыслу
Ход: На экране – предметная картинка и слово ее характеризующее на красном фоне. Из трех предложенных слов ребенок должен выбрать точно подходящее противоположное по смыслу к исходному и перенести его на зеленое поле. Если ответ правильный слово переносится и раздаются поощрительные слова типа: «Это верный ответ», «Ты правильно ответил» и т.д. Если ответ неправильный -слово зачеркивается красным крестом. В игре 10 листов.
Игра «Подбери слова-родственники».
Цель: учить подбирать однокоренные слова, упражнять в чтении слов, развивать внимание.
Ход: На доске представлены две картинки с изображением леса и реки и группа слов.
Двое детей, работая наИД одновременно, соединяют с помощью цветного маркера однокоренные слова и соответствующую им картинку. После правильного выполнения смайлики на картинке начинают прыгать.
Игра «Кто внимательный?»
Цель: Закреплять умение определять наличие звука в слове («к», «р», «л», «м»), произносить отчетливо выделяя определенный звук в слове.
Ход: На доске несколько картинок, необходимо определить какой звук встречается во всех словах, и выбрать его, нажав стилусом. Правильный ответ – на экране останется только верный звук и появляется надпись – «молодец», «умница», «правильно» и т.д. Неправильный выбор – буква, обозначающая данный звук зачеркивается.
Игра «Кого можно увидеть?»
Цель: Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных, совпадающие с родительным.
Ход: На доске находится три картинки (на двух листах – 6 картинок), закрытых шторками (лес, море, пустыня, север, горы, поле). Все дети закрывают глаза. Ребенок должен открыть одну шторку, посмотреть, что изображено и закрыть шторку обратно. Далее он детям рассказывает - кого там можно увидеть («там можно увидеть, волков, лис, кабанов, рысей, зайцев и т.д.Что это:»). Ребята должны догадаться и ответить («Это лес»). Ребенок-ведущий открывает шторку и демонстрирует ответ.
Игра «Что лишнее?»
Цель: Упражнять в умении строить сложные предложения, развивать речь-рассуждение, доказывать свои точку зрения.
Ход: наИД расположены три картинки. Детям предлагается подумать, какой предмет здесь лишний и объяснить - почему. Ребенок вибирает картинку и кликает на нее стилусом (если ответ правильный она сама зачеркивается, если неправильный – то нет). Ребенок объсняет почему он сделал такой выбор («Здесь лишняя картинка свиньи, потому что у этого домашнего животного нет рогов и оно не дает молока, а у коровы и козы есть рога и они могут давать молоко» и т.д.).
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Цель: Учить ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.
Ход: Детям предлагается рассмотреть картинки, затем разложить их на четыре группы, в зависимости от того, какое слово можно к ним подставить: мой, моя, моё, мои («мой заяц, мои санки, моя лиса, моё облако» и т.д. дети по очереди выходят к доске и распределяют картинки. Работа каждого ребенка оценивается. Правильный ответ – поощрительные слова – «Молодец», «Умница» и т.д.
И если в начале года:
- Дети были менее активны во время непосредственно организованной деятельности
- мотивация к познавательной деятельности была понижена
- не развиты определённые навыки работы на компьютере
- узкая возможность или полное отсутствие доступа к информационным ресурсам
- малая активность и любознательность дошкольников
Благодаря интерактивной доске удалось:
- привлечь пассивных детей к активной деятельности;
- сделать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес; любознательность дошкольников
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
- расширились для детей рамки возможности доступа к информационным ресурсам.
- появились определённые навыки работы на компьютере.
- значительно повысились творческая фантазия и воображение.
С введением интерактивной доски в учебный процесс дошкольников с речевыми нарушениями можно сделать вывод:
1. Интерактивная доска дала возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления, т.е. способствуют активизации умственной деятельности детей.
2. Наличие интерактивной доски в совокупности с навыками работы воспитателя позволяет намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
3. Инновационные технологии вовлекают так же и родителей воспитанников в образовательный процесс, способствуя наиболее широко раскрыть способности своих детей, а также увидеть их творческий потенциал.