Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе "Дифференциация звуков З] – [Зь]
Автор: Неонилина Марина Валериевна
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе
Тема: Дифференциация звуков З – З’.
Цель: автоматизировать навык различения звуков З – З’.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов;
- развивать слуховое внимание;
- автоматизировать навык различения звуков З - З’ в словах, предложениях.
Коррекционно-образовательные:
- закрепить знание характеристик звуков З - З’;
- обучать соотнесению звука с символом и буквой.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать контроль над собственной речью (следить за правильностью произношения звуков З - З’, за их дифференциацией).
Оборудование: картинки для характеристики звуков З – З’; предметные картинки – зебра, заяц; кубики со слогами для составления слов;
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Развитие слухового внимания.
Послушайте стихотворения и скажите, о какой букве идёт речь? (О букве З.)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
Извиваюсь, словно змейка,
Срисовать меня сумей-ка!
2. Соотнесение буквы со звуками, которые она обозначает.
Скажите, какие звуки обозначает на письме буква З? (Звуки З, З’.)
3. Формулировка темы занятия.
Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки З и З’.
II. Основная часть.
1. Припоминание артикуляции звуков З – З’.
Но для того, чтобы различать два эти звука, мы должны вспомнить, как произносятся эти звуки.
Артикуляция:
- губы в улыбке;
- зубы почти сомкнуты;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- работают голосовые связки;
- звук может быть мягким и твёрдым.
2. Сравнение характеристик звуков З – З’.
Давайте дадим характеристику звукам З, З’ – определим цвет колпачков и наличие или отсутствие бубенчиков.
З – согласный, звонкий, твёрдый; колпачок с бубенчиком синего цвета.
З’ – согласный, звонкий, мягкий; колпачок с бубенчиком зелёного цвета.
3. Знакомство с героями занятия и выделение звуков З – З’ в словах. Развитие навыков конструирования. Развитие зрительного восприятия.
Отгадайте героев сегодняшнего занятия, собрав их изображения из частей.
(раздаются части разрезных картинок, изображающих зайца и зебру)
Назовите первые звуки в словах ЗЕБРА, ЗАЯЦ, дайте характеристику этим звукам.
5. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза.
Составьте и запишите слоги, соединяя согласную букву З с каждой из гласных по очереди. Прочитайте слоги. Выделите твёрдые звуки одной чертой, а мягкие – двумя.
6. Развитие слогового синтеза на уровне слова.
Однажды заяц пришёл к зебре и принёс интересную игру. Но друзья не смогли разобраться, как в неё играть.
Помогите зайцу и зебре. Прочитайте слоги на кубиках и составьте из них слова.
Что общего между всеми получившимися словами? (Во всех словах есть звук З.)
7. Дифференциация звуков З – З’ в словах.
Зебра и заяц благодарят вас за помощь. Они приглашают вас в гости. Давайте выберем подарки для них: для зайца это будут слова со звуком З, а для зебры – слова со звуком З’. Запишите слова в два столбика (запись на доске) и отметьте звуки занятия.
Слова для записи: газета, зонтик, заколка, розы, незабудки, морковка, зерно, занавески, комбинезон.
Ребята, какое слово лишнее? Почему?
8. Работа на уровне предложения.
Прочитайте любимую считалку зайца и зебры, заменяя звоночки звуками З – З’.
Слушай и запоминай,
Звонко, чисто называй
Все слова со слогом ЗА:
Бирюза, завод, коза.
Вот слова со слогом ЗИ:
Тормози, грузи, вези.
Не подходит слово ЗВОН,
Выходи из круга вон!
Выпишите слова со звуками З – З’.
III. Итог занятия.
Ребята, с какими звуками мы сегодня работали на занятии? Какие два животных были героями нашего занятия?
Оцените работу соседа по парте. Как вы думаете, какую оценку можно поставить ему за занятие?