+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе "Дифференциация звуков З] – [Зь]

Автор: Неонилина Марина Валериевна

 

 

 

Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе

 

Тема: Дифференциация звуков З – З’.

 

Цель: автоматизировать навык различения звуков З – З’.

 

Задачи:

 

Коррекционно-развивающие:

 

- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов;

 

- развивать слуховое внимание;

 

- автоматизировать навык различения звуков З - З’ в словах, предложениях.

 

Коррекционно-образовательные:

 

- закрепить знание характеристик звуков З - З’;

 

- обучать соотнесению звука с символом и буквой.

 

Коррекционно-воспитательные:

 

- воспитывать контроль над собственной речью (следить за правильностью произношения звуков З - З’, за их дифференциацией).

 

Оборудование: картинки для характеристики звуков З – З’; предметные картинки – зебра, заяц; кубики со слогами для составления слов;

 

Ход занятия:

 

I. Организационный момент.

 

1. Развитие слухового внимания.

 

Послушайте стихотворения и скажите, о какой букве идёт речь? (О букве З.)

 

На эту букву посмотри:

 

Она совсем как цифра три.

 

 

 

Извиваюсь, словно змейка,

 

Срисовать меня сумей-ка!

 

2. Соотнесение буквы со звуками, которые она обозначает.

 

Скажите, какие звуки обозначает на письме буква З? (Звуки З, З’.)

 

3. Формулировка темы занятия.

 

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки З и З’.

 

II. Основная часть.

 

1. Припоминание артикуляции звуков З – З’.

 

Но для того, чтобы различать два эти звука, мы должны вспомнить, как произносятся эти звуки.

 

Артикуляция:

 

- губы в улыбке;

 

- зубы почти сомкнуты;

 

- кончик языка упирается в нижние зубы;

 

- работают голосовые связки;

 

- звук может быть мягким и твёрдым.

 

2. Сравнение характеристик звуков З – З’.

 

Давайте дадим характеристику звукам З, З’ – определим цвет колпачков и наличие или отсутствие бубенчиков.

 

З – согласный, звонкий, твёрдый; колпачок с бубенчиком синего цвета.

 

З’ – согласный, звонкий, мягкий; колпачок с бубенчиком зелёного цвета.

 

3. Знакомство с героями занятия и выделение звуков З – З’ в словах. Развитие навыков конструирования. Развитие зрительного восприятия.

 

Отгадайте героев сегодняшнего занятия, собрав их изображения из частей.

 

(раздаются части разрезных картинок, изображающих зайца и зебру)

 

Назовите первые звуки в словах ЗЕБРА, ЗАЯЦ, дайте характеристику этим звукам.

 

5. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза.

 

Составьте и запишите слоги, соединяя согласную букву З с каждой из гласных по очереди. Прочитайте слоги. Выделите твёрдые звуки одной чертой, а мягкие – двумя.

 

6. Развитие слогового синтеза на уровне слова.

 

Однажды заяц пришёл к зебре и принёс интересную игру. Но друзья не смогли разобраться, как в неё играть.

 

Помогите зайцу и зебре. Прочитайте слоги на кубиках и составьте из них слова.

 

Что общего между всеми получившимися словами? (Во всех словах есть звук З.)

 

7. Дифференциация звуков З – З’ в словах.

 

Зебра и заяц благодарят вас за помощь. Они приглашают вас в гости. Давайте выберем подарки для них: для зайца это будут слова со звуком З, а для зебры – слова со звуком З’. Запишите слова в два столбика (запись на доске) и отметьте звуки занятия.

 

Слова для записи: газета, зонтик, заколка, розы, незабудки, морковка, зерно, занавески, комбинезон.

 

Ребята, какое слово лишнее? Почему?

 

8. Работа на уровне предложения.

 

Прочитайте любимую считалку зайца и зебры, заменяя звоночки звуками З – З’.

 

Слушай и запоминай,

 

Звонко, чисто называй

 

Все слова со слогом ЗА:

 

Бирюза, завод, коза.

 

Вот слова со слогом ЗИ:

 

Тормози, грузи, вези.

 

Не подходит слово ЗВОН,

 

Выходи из круга вон!

 

Выпишите слова со звуками З – З’.

 

III. Итог занятия.

 

Ребята, с какими звуками мы сегодня работали на занятии? Какие два животных были героями нашего занятия?

 

Оцените работу соседа по парте. Как вы думаете, какую оценку можно поставить ему за занятие?