+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Разработка открытого логопедического занятия для учащихся предшкольной подготовки "Автоматизация Звука С в слогах, словах и предложениях через применение инновационных технологий

Автор: Мельник Надежда Николаевна

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

для учащихся 0 класса с ФФНР

«Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»

 

Цель: Закрепить произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- уточнить артикуляцию и характеристику звука [С];

- формировать навыки согласования прилагательного с существительным в мужском, женском и среднем роде; словоизменения из ед. числа во мн. число;

- формировать навыки согласования слов в предложении;

- закрепить представления по лексической теме «Осень».

Коррекционно-развивающие:

- развивать целостное восприятие, слухо-речевую память, внимание, фонематический слух;

- развивать грамматический строй речи, навыки словоизменения;
- развивать зрительно-пространственные представления;

- развивать общую моторику, координацию движений;

- развивать дыхание, высоту и силу голоса, мимику.

Коррекционно-воспитательные:

- способствовать формированию положительных эмоций;

- содействовать формированию самооценки;

- умение контролировать собственную речь.

 

Оборудование:  для артикуляционной гимнастики индивидуальные зеркала, дидактическое пособие для дыхательной гимнастики, разрезные картинки, магнитные буквы, цифровая схема, мяч, предметные картинки,  раскраски.

 

 

 

 

 

Ход занятия

1Организационный этап.

1) Психологический настрой.

Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.
Интересное занятие 
Ожидает нас сейчас.
Все поближе подойдите,
Свои глазки покажите.

Логопед:

- Здравствуйте, ребята! Начинается новый день и мы вновь с вами вместе.

Собрались все дети в круг:

Я - твой друг и ты мой друг.

Быстро за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

2) Создание мотивационного поля.

- Ребята, посмотрите на картинку. Как вы считаете, какое время года на ней изображено? Почему вы так решили? Чего не хватает на картинке? (Красок)

- А  краски, каких цветов нужны, чтобы осень стала красивой.

- Предлагаю, вам сегодня вернуть краски осени. Чтобы вернуть краски осени, вам придётся потрудиться. Вы должны будете говорить так правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Готовы?

2. Основная часть:  (в центре игрового поля пронумерованные  разноцветные листья)

-Ребята, посмотрите, какую первую краску вы можете вернуть осени. Желтую. Что осенью желтого цвета? Нужна ли осени желтая краска?

Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
(осень)

1) Дыхательная гимнастика. 

Л:  Он на улице живёт,
     Листья осенью несёт.(ветер)

Дует, дует ветер,        

Дует, задувает.

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

Падают листочки прямо нам под ножки,

Словно, золотые стали вдруг дорожки.

(Дети дуют на листик плавно и длительно.)

Л: Как называется явление осенью, когда ветер срывает и несет над землёй золотое разноцветье листьев? (листопад) 

Л: Невозможно представить осень без разноцветных листьев (демонстрация листьев на игровом поле) – дети собирают разноцветные листья и называют их: это лист рябины- он рябиновый (кленовый, березовый..)

2 ) Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»

Листья  берёзы,                     -(дети поочерёдно отгибают пальчики,

                                                     начиная с мизинца)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём.   (скрестив кисти рук над головой

                                                       имитируют осенний букет из листьев)

 

Л: - С наступлением осени погода меняется, становится прохладно.

       -Давайте, разогреемся!

«Чтобы было всё в порядке делай язычком зарядку»

3) Артикуляционная гимнастика (под музыку).

«Улыбка лягушонка», «Хоботок слонёнка», «Лопаточка», «Киска лижет сметанку», «Трубочка», «Качели»

- Как вы считаете, мы с заданием справились? Оцените себя. Тасбулат, у тебя были трудности? А у тебя Ангелина?

- Прикрепляем к панно желтые листочки.

3. Сообщение темы и цели занятия.

- Какую следующую краску будем возвращать осени? Красную. Что осенью бывает красного цвета? Нужна ли осени красная краска?

- Чтобы вернуть красную краску, вам надо слушать меня внимательно и отвечать старательно.

- Послушайте внимательно слова и определите, какой одинаковый звук встречается во всех словах: лес, сова, лист, сосна  (картинки на доске)

- Правильно, это звук [С]. Сформулируйте тему нашего занятия. С каким звуком мы встретимся на занятии? (верно: со звуком С)

1) Фонетическая разминка: «Шар воздушный "

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел: С-С-С-С-С

Стал он тонкий и худой.

 Тема нашего занятия: звук [С]. Сегодня мы будем учиться различать звук [С] на слух, а также учиться произносить звук [С], в слогах, словах и предложениях.

2) Характеристика звука [С].

Профиль звука на доске. 

- Скажите, в каком положении должны быть губы, зубы, язык, чтобы правильно произнести звук [С]. Возьмите зеркала, произнесите звук [С]. Воздушная струя тёплая или холодная при произношении звука [С]?

- Звук [С] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

(Дети дают характеристику звуку [С] с опорой на схему и тактильные ощущения).

3) «Найди букву С среди ряда других»

Логопед: В школе дети учатся не только чётко произносить звуки, но и писать буквы. На письме звук [с] обозначается буквой С (на экране появляется графическое изображение буквы С). Скажите мне, пожалуйста, из каких элементов состоит буква  С? (Из полукруга). На что похожа буква  С? (Ответы детей).

 

Что за буква светится                  Села мышка в уголок,

Старым ясным месяцем?             Съела бублика кусок.

Проверим, запомнили ли наши дети букву С? (Логопед каждому ребёнку раздаёт полоски с буквами).

Ребята, у каждого из вас есть бумажные  полосочки с буквами (показ), нужно среди них найти букву С и её подчеркнуть.

 

 (Индивидуальное выполнение задания).

 

- Подведём итог. Максим, как ты считаешь, у тебя все получилось, а у тебя Денис? Вернём осени красную краску.

- Какого цвета будет следующая краска? Оранжевая. Что осенью будет оранжевого цвета? Нужна ли осени оранжевая краска?

4) Развитие фонематического слуха

- Чтобы вернуть оранжевую краску, вы должны быть очень внимательными. Вам нужно услышать звук [С] в слогах и словах.

Игра: «Семафор»

          «Как услышишь ты звук [с],

           Семафором помаши»

- Как только услышите звук [С] подайте сигнал:

. С-м-н-с-к-г-ц-с-н-б-з-к-н-с;

Са, мы, со, зу, на, сы, ру, до, сэ, ус, ыб, ас, ус, ос;

Соня, Саня, коса, коза,  кровать, дом, сом, колесо, молоко, лес,

Л: - Кто из зверей в лесу рыжего (оранжевого цвета)? (лиса)

*Под фонограмму дети поют чистоговорки о лисе.

«Слушай, не зевай и мне подпевай»

СА-СА-СА - под кустом сидит лиса;

СО-СО-СО – хвост лисы,  как колесо;

СУ-СУ-СУ - тихо осенью в лесу;

СЫ-СЫ-СЫ - есть лисята у лисы.

?:  О ком мы спели чистоговорки? (о лисе).

Л: Как вы думаете понравились  наши чистоговорки осени? Все ли у нас получалось?

Давайте подарим осени оранжевую краску.

5) Физ.мин. «Осень»    Поработаем немножко,     

                                         Соберём листы с дорожки.

Л: И вернем осени …. коричневую краску (дети помогают)

Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Л: Игра на автоматизацию звука С в слогах, словах.(в кругу с мячом)

6) А теперь не зевай и «Звучалку»  повторяй»

Мы со звуками играли:

С-С-С – мы повторяли,

Мы стараемся свистим:

Стоп!- и снова посвистим,

Произносим С –в слогах,

Произносим С – в словах:

СА-СА- АС- а-на-нас;

СЫ-СЫ-ЫС –кипарис;

СО- СО-ОС – аб-ри-кос;

СЭ-СЭ-ЭС- ин-те-рес!

Л: Артём, Как справились с заданием, оцени себя и работу ребят. Получите коричневую краску (ребёнок прикрепляет к панно коричневый лист)

- Какого цвета будет следующая краска? Серая. Что осенью будет серого цвета? Нужна осени серая краска?

- Чтобы вернуть осени серую краску, нужно правильно и четко произносить слова со звуком [С].

8) Дети стоят в кругу.

Л: обращает внимание: в центре круга лежат картинки.

«Со словами мы играем и картинки называем»

1-2-3 –ты картинку возьми и предмет по цвету назови…

Л: Подбери подходящую картинку - предмет:

Л: желтый          Р: подсолнух

Л: Зелёный         Р: лист

Л: Красная         Р: редиска

Л: Белый            Р: стакан

Л: Серый            Р: слон

Л: Синяя             Р: сумка

Л: Желтое           Р: солнце

Л: Красногрудый    Р: снегирь

Игра «Один - Много»  с мячом.

- Поиграем в игру «Один -много»я называю один предмет, вы - много и наоборот.

 Н-р: стакан -стаканы; слон -…, сумка -….; лист -…; снегирь -…

- Как справились с заданием, оцените себя. Как вы считаете, вы правильно и четко произносили слова? Получите серую краску.

9) Автоматизация звука [С] в предложениях.

- Какого цвета будет следующая краска? Зелёная. Нужна ли осени зеленая краска?

- Чтобы вернуть зелёную краску, нужно правильно и четко произносить слова со звуком [С] в предложениях. Только предложения будут заколдованные, вам нужно их расколдовать.

Сапоги надели Саню.

Скачать публикацию