Мама - первый логопед
Автор: Шаймарданова Зульфия Маратовна
"Мама первый логопед"
Сегодня каждая семья сталкивается с проблемой воспитания и образования детей в меняющемся мире, и на фоне этой проблемы становится значимым особенности и уровень педагогической компетентности родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей названа ЮНЕСКО важнейшим направлением деятельности по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества. Особую роль в образовании играет мать. Мама демонстрирует не только образец поведения, общения, действий и т.д. Она источник безграничного, необъятного тепла и любви. Учитывая особенности влияния матери на развитие ребенка, является необходимым приобретения мамами образовательного опыта, развития навыков организации воспитания и обучения детей раннего возраста в домашних условиях. Важно наблюдение за речевым развитием ребенка, фиксация в форме дневниковых записей речи на видео в 2 года, в 2года 6 месяцев, в 2 года 9 месяцев и т.д. Рекомендовать маме наиболее приемлемые методы логопедической работы, направленной на развитие речи малыша, целесообразно по следующим направлениям: - развитие моторики артикуляционного аппарата; - развитие речевого дыхания; - развитие мелкой моторики пальцев рук; - расширение пассивного и активного словаря. Развивать моторику артикуляционного аппарата можно с помощью артикуляционной гимнастики, которая выполняется перед зеркалом в игровой форме, сопровождая игру демонстрацией картинок, проговариванием стихотворений. Полезны упражнения «улыбка-трубочка», «лошадка», «сладкое варенье», «блинчик», «горочка». Развивать речевой выдох можно с помощью простых упражнений «мыльные пузыри», «остуди супчик», «задуй свечу», «водоворот в стакане», для этого необходимо разрешить похулиганить малышу, а трубочка в стакане с водой помогут организовать это полезное упражнение. Ученые давно доказали взаимосвязь развития мелкой моторики пальцев рук и мышления, речи. Для развития мелкой моторики можно использовать разнообразные пальчиковые игры (благо их огромное количество), нанизывание бус, катушек, шнуровку, застегивание и расстегивание пуговиц, штриховка, раскрашивание карандашом, игры с прищепками, в «сухом
бассейне», наполненного горохом, малыш не откажется помочь маме перебрать крупу, протереть листья комнатных цветов. Для расширения активного и пассивного словаря велико значение общения взрослых и сверстников с малышом во время прогулок, совместного отдыха, в ежедневном взаимодействии с ребенком. Важно выделять предметы и называть их, называть обобщающие понятия, с объяснением малышу на определенных примерах того признака, по которому эти предметы относят в эту группу. Например: лошадь, корова, овца, собака, кошка - домашние животные, т.к. живут с человеком и приносят ему пользу. Расширять словарь нужно с помощью частого выслушивания и заучивания стихов, сопутствующих режимным моментам («Водичка, водичка, умой мое личико», «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса»), чтения художественной литературы, при рассматривании иллюстраций. Во время поездок, путешествий, наблюдая за различным пейзажем в окне мама может указывать на предмет и называть его, затем можно поиграть с ребенком в игру «Скажи, что видишь». Если ребенок начинает повторять за мамой, то необходимо поощрять его инициативу, при этом исправлять не все речевые ошибки, а только некоторые, чтобы не снижать у ребенка уверенности в собственных речевых способностях. Благодаря таким занятиям, мама приобретает необходимые педагогические знания, учится сотрудничать с ребенком, видеть проблемы малыша и помогать ему их преодолевать.