Речедвигательный тренинг как одна из эффективных форм коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
Автор: Кузьмичева Елена Николаевна
Статья написана из опыта работы. Речевой тренинг представляет собой набор игровых упражнений и заданий, затрагивающих разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй), а также навыки, необходимые при подготовке к обучению грамоте.
Речедвигательный тренинг как одна из эффективных форм коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»
Учитель-логопед
Кузьмичева Е.Н.
Речевой тренинг – это раскрытие голосоречевого потенциала, профилактика и коррекция голосоречевых заболеваний. Это мощный инструмент для включения психики и всего организма в активную работу.
Речевой тренинг необходимо проводить с учетом возрастных и физиологических особенностей, психофизических возможностей. Используются современные научно-методические разработки
Инновационным методом работы с детьми является речевой тренинг. Речевой тренинг представляет собой набор игровых упражнений и заданий, затрагивающих разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй), а также навыки, необходимые при подготовке к обучению грамоте.
Тренинг - особый вид работы с детьми, отличительной особенностью которого является то, что ребята манипулируют уже сформированными понятиями и навыками. Однако это не исключает введение в тренинг нового материала. В речевом тренинге выделяют три структурных блока:
1 блок – произносительная сторона;
2 блок – лексико-грамматическая сторона;
3 блок – психологическая база речи; подготовка к обучению письму.
Из названий блоков видно, что в каждом структурном компоненте отрабатывается определенный круг речевых задач. Тренинг отличается гибкостью внутреннего планирования, т.е. гибкостью отбора конкретного материала каждого блока по объему и длительности его проведения. Можно вносить изменения, наполняя тренинги другим речевым материалом (играми, упражнениями и пр.). Например, если у детей страдает лексико–грамматическая сторона речи, то во втором блоке необходимо увеличить количество заданий и упражнений. На это потребуется больше времени. Автоматически продолжительность других структурных блоков будет сокращаться, а значит, будет сокращаться и количество заданий в этих блоках.
Форма проведения тренинга определяется самостоятельно педагогом.. Это может быть сказочный сюжет, где все задания связаны едиными героями и их приключениями, викторина и т.п. Представленный в тренинге материал (задания, игры и упражнения) можно использовать в речевых мероприятиях, проводимых вне занятий.
Условиями реализации этой технологии являются:
- знание педагогом особенностей речевого и общ
развития каждого ребенка своей группы;
- умение анализировать результаты своей педагогической деятельности (диагностики, наблюдений, занятий) и планировать работу с детьми исходя из полученных данных;
- наличие у детей определенного уровня речевых навыков;
- систематическое проведение индивидуальной работы;
- создание благоприятной речевой среды в детском саду и дома.
Метод речевого тренинга позволяет решить комплекс задач решить ряд задач в области подготовки детей к школе:
Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по произнесению и звучанию;
Уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
Формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;
Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для овладения грамотой: развития умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, использовать условную знаковую систему;
Результатом применения инновационного метода будет активный интерес детей к слову, звукам речевой действительности. Он поможет детям научиться анализировать, сравнивать и обобщать различные явления языка.