+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Речедвигательный тренинг как одна из эффективных форм коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Автор: Кузьмичева Елена Николаевна

Краткое описание работы
Статья написана из опыта работы. Речевой тренинг представляет собой набор игровых упражнений и заданий, затрагивающих разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй), а также навыки, необходимые при подготовке к обучению грамоте.

 

Речедвигательный тренинг как одна из эффективных форм коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»

Учитель-логопед

Кузьмичева Е.Н.

 

Речевой тренинг – это раскрытие голосоречевого потенциала, профилактика и коррекция голосоречевых заболеваний. Это мощный инструмент для включения психики и всего организма в активную работу.

Речевой тренинг необходимо проводить с учетом возрастных и физиологических особенностей, психофизических возможностей. Используются современные научно-методические разработки

Инновационным методом работы с детьми является речевой тренинг. Речевой тренинг представляет собой набор игровых упражнений и заданий, затрагивающих разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй), а также навыки, необходимые при подготовке к обучению грамоте.

Тренинг - особый вид работы с детьми, отличительной особенностью которого является то, что ребята манипулируют уже сформированными понятиями и навыками. Однако это не исключает введение в тренинг нового материала. В речевом тренинге выделяют три структурных блока:

1 блок – произносительная сторона;

2 блок – лексико-грамматическая сторона;

3 блок – психологическая база речи; подготовка к обучению письму.

Из названий блоков видно, что в каждом структурном компоненте отрабатывается определенный круг речевых задач. Тренинг отличается гибкостью внутреннего планирования, т.е. гибкостью отбора конкретного материала каждого блока по объему и длительности его проведения. Можно вносить изменения, наполняя тренинги другим речевым материалом (играми, упражнениями и пр.). Например, если у детей страдает лексико–грамматическая сторона речи, то во втором блоке необходимо увеличить количество заданий и упражнений. На это потребуется больше времени. Автоматически продолжительность других структурных блоков будет сокращаться, а значит, будет сокращаться и количество заданий в этих блоках.

Форма проведения тренинга определяется самостоятельно педагогом.. Это может быть сказочный сюжет, где все задания связаны едиными героями и их приключениями, викторина и т.п. Представленный в тренинге материал (задания, игры и упражнения) можно использовать в речевых мероприятиях, проводимых вне занятий.

Условиями реализации этой технологии являются:

- знание педагогом особенностей речевого и общ

развития каждого ребенка своей группы;

- умение анализировать результаты своей педагогической деятельности (диагностики, наблюдений, занятий) и планировать работу с детьми исходя из полученных данных;

- наличие у детей определенного уровня речевых навыков;

- систематическое проведение индивидуальной работы;

- создание благоприятной речевой среды в детском саду и дома.

Метод речевого тренинга позволяет решить комплекс задач решить ряд задач в области подготовки детей к школе:

Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по произнесению и звучанию;

Уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

Формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;

Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для овладения грамотой: развития умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, использовать условную знаковую систему;

Результатом применения инновационного метода будет активный интерес детей к слову, звукам речевой действительности. Он поможет детям научиться анализировать, сравнивать и обобщать различные явления языка.