+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

ТИКО- моделирование как современная технология развития грамматического строя речи детей с ТНР

Автор: Саблина Марина Владимировна

Краткое описание работы
Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо строить процесс обучения так, чтобы он был занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребенка, но не превышал его возможностей. Организация образовательного процесса в группах для детей с ТНР требует от нас поиска новых образовательных технологий. На сегодняшний день инновационной разработкой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО является конструктор ТИКО. Его можно использовать для совместной деятельности с детьми с нарушением речи.

Слайд 1

 

Слайд 2

Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо строить процесс обучения так, чтобы он был занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребенка, но не превышал его возможностей.

Организация образовательного процесса в группах для детей с ТНР требует от нас поиска новых образовательных технологий. На сегодняшний день инновационной разработкой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО является конструктор ТИКО. Его можно использовать для совместной деятельности с детьми с нарушением речи.

Слайд 3

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения, который представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, шарнирно соединяющихся между собой.

Слайд 4

Идея создания конструктора принадлежит выдающемуся геометру, профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову. Автором технологии является –Логинова Ирина Викторовна. Выпуск конструктора начат с 2005 года, производителем ЗАО «Рантис». Опытные образцы конструктора получили высокую оценку специалистов МГУ.

Слайд 5

Конструктор имеет сертификат соответствия гигиеническим требованиям и рекомендации Российского Государственного Педагогического Университета.

Слайд 6

Конструктор ТИКО имеет 14 вариативных наборов:

1.    Азбука

2.    Английский язык

3.    Арифметика «Сотня в квадрате»

4.    Арифметика «Учимся считать»

5.    Архимед

6.    Геометрия

7.    Грамматика. Учимся читать.

8.    Класс

9.    Малыш

10.                      Фантазер

11.                      Шары

12.                      Школьник

13.                      Логопедический сундучок 1

14.                      Логопедический сундучок 2

Меня заинтересовали наборы Грамматика, Азбука, и два логопедических сундучка.

 

Слайд 7

Наборы ГРАММАТИКА и Азбука похожи, но отличаются количеством деталей: в АЗБУКЕ из 312 штук.(букв).

 

Слайд 8

Конструктор Тико АЗБУКА состоит из пластмассовых квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита. На красных квадратах-гласные, на синих квадратах= твердые согласные, на зеленых квадратах-мягкие согласные, на белых квадратах-ъ,ь знаки.

 

Слайд 9

Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений. Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи.

Слайд 10

В процесее занятий с конструктором ТИКО АЗБУКА задействуются сразу несколько каналов восприятия информации. Так например, физическое соединение руками двух квадратов с буквами в одну дорожку может помочь некоторым детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов, поскольку чтение-сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.

 

 

 

 

Слайд 11

Вначале дети выполняют все упражнения совместно с педагогом, проговаривая каждый звук, слог, слово. Затем дошкольники переходят к самостоятельному выполнению заданий по мере становления правильного звукопроизношения, увеличения обьема знаний о звуках, и буквах, правилах слитного чтения слогов и слов.  Конструкт. тико азбука позволяет разнообразить занятия по изучению звуков и букв, превратить их в игру. В результате конструирования происходит увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими отрабатываемого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. 

Слайд 12

Работа с конструкторами проводится поэтапно:

1.    Знакомство с конструктором, обучение правильному соединению деталей, цветовое обозначение звуков и букв;

2.    Применение знаний о буквах и звуках в выполнении предложенных логопедом игр и упражнений

3.    Использование конструктора в свободной деятельности (в группе с воспитателями)

4.    Вначале дети выполняют все упражнения совместно с логопедом, проговаривая каждый звук, слог, слово. Затем дошкольники переходят к самостоятельному выполнению заданий по мере становления правильного звукопроизношения, увеличения обьема знаний о звуках и буквах, правилах слитного чтения слогов и слов.

Слайд 13-14-15-16

Конструктор ТИКО ГРАММАТИКА состоит из моделей звуков, букв, слогов и звуковых схем. В каждый набор входит методичка с подробным описание работы с пособием и примерными играми и заданиями

Конструктор ТИКО Грамматика - это уникальный инструмент, помогающий постичь все «премудрости» азов русского языка, выучить азбуку, обогатить словарный запас, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, научить ребёнка правильно читать, что несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

 

 

 Слайд 19

Следующие два набора конструктора которые меня заинтересовали это ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК1и 2.

 В состав ЛОГОПЕДИЧЕСКого СУНДУЧка, 254 детали, 130 деталей-геометрические фигуры для моделирования графических изображений букв из конструктора , и 124 детали-белые квадраты с черными буквами. с методичкой для сбора. Белый цвет квадратов  и черный цвет букв помогает сосредоточиться на самих буквах.

 

Слайд 20-21-22-23

Конструктор ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК 2 состоит из двухсот пятидесяти шести деталей, это квадраты белого цвета на которых наклеены наклейки символов звуков. В каждом наборе идет методичка с подробным описание работы с каждым из видов конструктора,  и с перечнем примерных логопедических игр. В этом наборе квадраты не цветные, они белые, чтобы сконцентрировать внимание ребенка на зрительном образе звука, на картинке.

 

Так как эти два набора новые, игр в методичке не так много, поэтому я придумываю некоторые логопедические игры, и в перспективе создать свою картотеку логопедических игр с тико конструкторам.

Слайд 24

В марте я прослушала обучающие вебинары, получила два сертификаты.

 

Слайд 25

Таким образом, использование конструктора тико на логопедических занятиях оказывает положительное коррекционное влияние на детей. Работа по развитию речи с применением данного конструктора делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети относятся к занятию как  к игре, которая не вызывает  у них негатива, а тренирует у детей внимательность, усидчивость, и точное выполнение инструкций. А это способствует лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее материал, тем успешнее формирование речи.