+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы "Путешествие на север

Автор: Немойкина Наталья Георгиевна

Учитель – логопед Немойкина Н.Г.

МБ ДОУ «Детский сад № 258»

Подгрупповое логопедическое  занятие для детей старшей группы

 «Путешествие на север»

Задачи:

Образовательные:

 Развивать словарь.

Уточнять с детьми название животных Севера,

закреплять знание их внешних признаков.  Совершенствовать грамматический строй речи (обучать составлению предложений по вопросам, по картине и согласованию слов в предложении).

Коррекционные. Развивать общую и мелкую моторику, Развивать внимание, память, просодическую сторону речи, контроль над собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника, не перебивая.

Воспитательные. Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, ответственность, инициативность, навыки сотрудничества.

 

Оборудование: Песочный планшет, фигурки животных севера, Глобус, слайдовое сопровождение по теме "Животные Севера" в Microsoft Power Point; сюжетные картинки животных севера, маски белого и бурого медведей, фуражка летчика, зашумленные картинки животных севера.

 

Ход:  Логопед: Здравствуйте мои хорошие  ребята,

Улыбнемся друг другу и поздороваемся с окружающей природой!

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, беленький снежок!

Мы живем в одном краю

Я вас всех приветствую

 

Логопед: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такой осколок.

-Ребята, как вы думаете, что это за осколок?

Логопед: Я думаю, это осколок от зеркала, которое уронили ученики злого тролля. Если такой осколок попадет кому- то в глаз, такой человек начинал видеть в каждой вещи только плохое. Если осколок попадал прямо в сердце, то это было страшнее всего: сердце становится холодным, как кусок льда.

-Ребята, как вы думаете, кому такой осколок попал прямо в сердце (Мальчику Каю из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»)

Логопед: Снежная королева увезла Кая в свои владения. Девочка Герда уже отправилась на поиски своего друга.

- Ребята, а вы хотите помочь Герде найти Кая?

-Ребята, на осколке есть запись «Если хотите найти Кая и Герду выполните задание»

 

«Узнайте кто спрятался в сугробе и тогда поймете куда вам двигаться дальше!» (в контейнере со снегом находят фигурки мелких животных, называют их)

Показ слайдов. Рассматривание и обсуждение изображений животных (обогащение словарного запаса, развитие диалогической речи).

·         На экране слайд "Белый медведь".

Логопед. Среди хищных зверей Севера самым крупным является Белый медведь.

– Какой Белый медведь?

Дети. Белый медведь крупный, большой.

Логопед. Тело медведя покрыто длинной, густой шерстью.

– Какой белый медведь?

Дети. Лохматый.

Логопед. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают от холода, и позволяют медведю долго находиться в воде. Про медведя можно сказать – ТОЛСТЫЙ.

Логопед. Медведь – белый. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, это облегчает ему охоту за тюленями.

– Какая шерсть у медведя?

Дети. Шерсть у медведя белая.

Логопед. Питается белый медведь тюленями, рыбой. В начале зимы у медведицы рождаются медвежата.

 

·         На экране появляются изображения моржа.

Логопед рассказывает. У моржа есть туловище, голова, клыки, ласты. Ласты помогают плавать и нырять. Моржи, как и медведи, не боятся холода. Их предохраняет толстый слой подкожного жира. Моржи – знамениты своими усами. С помощью усов моржи ищут себе пищу: моллюсков, улиток, морских червей. Во время долгой полярной зимы моржи кормятся в полной темноте у дна закованного в лёд океана. Клыки необходимы для защиты от врагов, а ещё моржи цепляются ими за льдины для того, чтобы вылезти из воды. Моржиха рожает одного детеныша – моржонка.

Логопед. Для чего моржу ласты?

Дети. Ласты нужны моржу чтобы плавать.

Логопед. Что делает клыками морж?

Дети: Защищается от врагов и цепляется за льдины.

Логопед: У моржей есть усы. Как можно сказать про моржа? Он какой?

Дети: Морж усатый.

 

Грозный морж

На льдине – грозный морж,
И каждый клык – как нож.
Верней, как пика клык,
А может быть, как штык.
Попробуй-ка медведь,
Такого одолеть.
И потому медведь,
Чем дело с ним иметь,
Обходит стороной
Тот угол ледяной.

 

·         На экране слайд "Тюлень".

Логопед рассказывает: – Это тюлень. Большую часть жизни тюлени проводят в воде. Они очень быстро плавают, ловко ныряют. Для этого у тюленей есть ласты. Питаются тюлени рыбой и мелкими морскими животными. У тюленихи рождается белый детеныш – тюленёнок.

Логопед. Почему детеныша тюленя называют белячек?

Дети. Он белый.

 

Логопед: А теперь, когда мы познакомились с таким интересным животным, как тюлень, давайте выучим новую гимнастику для пальчиков:

Кончиком большого пальца поочередно касаемся («здороваемся») каждого пальца.

Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом – второй, делаем два повторения, в соответствии с текстом гимнастики.

Тепы-тяпы, тепы-тяпы

Это ласты, а не лапы

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

 

·         На экране появляются изображения Северного оленя.

Логопед рассказывает. Это дикий Северный олень. На голове длинные рога, тело покрыто шерстью. Шерсть защищает оленя от стужи и сильного ветра. Олень живет на суше. В морозную погоду олени сбиваются в плотные стада. Животные в стаде находятся близко друг к другу – так теплее. Олениха рожает одного оленёнка. Питаются они сухой травой, добытой из-под снега.

Логопед. Почему олени сбиваются в стадо?

Дети. В стаде оленям теплее.

Логопед. Как олени добывают траву?

Дети: Они разгребают снег.

Ест не только траву и лишайники, но и мелких млекопитающих и птиц. В Евразии северный олень одомашнен и является важным источником пропитания и материалов для многих полярных народов.

Ветер, снег и лёд,

Не мечтай о теплоте.

Кто же там живёт

На холодной земле?

Морж, песец, тюлень,

Любят ветреный край,

Белый мишка, олень,

Для них Север — как рай.

 

 Логопед: А что это за животные? (дикие)

-Почему их называют дикие животные?  (сами строят себе жильё,  добывают пищу,  ухаживают за детёнышами, за ними никто не ухаживает)

-Где эти животные живут? (в холодных странах возле северного полюса)

Логопед: правильно ребята,  эти животные живут возле северного полюса (на глобусе показать север). Север это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом,  дуют сильные ветры, метут метели, вокруг северного полюса находится океан.

-Как же нам попасть на север? (версии детей)

-Быстрее всего добраться до севера на самолете. Мы же торопимся.

Упражнения на координацию речи и движения «Самолет»

 руки в стороны -в полет полетит наш самолет,

 сделал правый поворот, сделал левый поворот.

 крыльями покачал, загудел и задрожал.

 начинается полет -полетел наш самолёт.

 вот закончился полет,  приземлился самолёт.

Логопед: Вот мы и на севере.

Бинокль. смотрим в бинокль видим и называем семью.

 Посмотрите,  вот ещё один осколок зеркала.

 На обратной стороне осколка запись «Назовите животных холодных стран и их семью»  

Дидактическая игра "Назови семью" (образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суфф.)

Логопед. Назови семью медведя. 1-ый ребёнок. Медведица и медвежонок.

Логопед. Кто живет с моржом? 2-ый ребёнок. Моржиха и моржонок и т.д.

 Логопед выставляет картинки под последней картинкой находят осколок зеркала.

Задание осколка зеркала «отгадайте загадки»

хозяин лесной просыпается весной,

 а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (это бурый медведь)

 Не сплю я в берлоге студеной зимой,

 хоть я и медведь и очень большой.

Белая шуба, черненький нос.

 Хожу я по льдине и в снег и мороз. (белый медведь)

Логопед: Ребята посмотрите, вот маски бурого и белого медведя.

Воспитатель: А давайте подумаем, что общего и чем отличаются бурый и белый медведи?

Дети проводят сравнительный анализ с использованием союза «а» в командах. Признаки отличия:

·         Цвет. У белого медведя белая шуба, а у бурого —  коричневая.

·         Как проводят зиму. Белый медведь охотится, не ложится в спячку, бурый медведь спит всю зиму в берлоге.

·         Чем питается. Белый медведь  питается рыбой, тюленями, а бурый — ягодами, рыбой.

·         Где живет. Белый медведь живет на севере, на льдинах, а бурый в лесу, спит в берлоге.

·         Размер. Белый медведь гораздо больше, потому что шерсть белого медведя покрыта слоем жира, а бурый медведь меньше по размеру

Логопед: Вам понравились медведи? Давайте поблагодарим медведей и пригласим их поиграть с нами.

А вот и следующий осколок- задание: «определите кто спрятался в снегу за льдины»

Логопед: вы должны рассказать,  кто спрятался построив  предложения со словами «потому что»

-Например:  здесь спрятался волк потому что я увидела волчий хвост моржовые клыки

оленьи рога

медвежий нос

песцовый хвост

тюлени ласты

Логопед: Ребята пока мы узнавали,   кто где спрятался,  наши руки совсем замерзли, подуем  на руки и согреем их три раза.

Логопед: Согрелись,  нужно идти дальше.  (На полу лежат снежинки)

Логопед: Какие большие,  красивые снежинки,  поднимите их (берутся снежинки,  на обратной стороне снежинок картинки с животными.

-На одну из них осколок приклеился. Это последнее задание. Выполните его и вы найдете Герду и Кая. «Назови животное ласково»

Логопед: становитесь в кружок.

 красивый пингвин - красивенький пингвинчик;

 толстый тюлень - толстенькие тюленьчик;

 добрый кит - добренький китенок;

 пушистый медведь - пушистый медвежонок;

 крупный олень – крупненький  оленёнок.

 Логопед: Вот и дворец снежной королевы! (включает запись на магнитофоне)

- Голос снежной королевы: Герда ты ничего не можешь изменить, Кай теперь мой,  он никогда никого не узнает и не сможет вспомнить всё хорошее что было в его жизни!

Логопед: Ребята, а ведь мы можем помочь Каю. Нужно только вспомнить, что сегодня с нами произошло.  (дети вспоминают что делали на занятии) Логопед подводит итог: Когда мы путешествовали,  мы встретили много кого?  (много моржей, белых медведей, тюленей, северных оленей, песцов) С какими животными вы сегодня познакомились? Что вам понравилось на занятии?

Герда говорит (запись):  Ребята,  вы помогли Каю всё вспомнить, большое вам спасибо, а мои слёзы растопили лед в его сердце и осколки растаяли. Мы отправляемся домой!

Логопед: Наше путешествие закончилось и нам пора возвращаться в группу. Кому путешествия понравилось прикрепить на доску улыбочку,  кому не понравилось грустную мордочку.