+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование методов арт – терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями" (опыт работы)

Автор: Емелина Наталья Вячеславовна

Краткое описание работы
Современное дошкольное образование предполагает формирование самостоятельной гармоничной личности. Достигается это благодаря слаженной работе нескольких специалистов дошкольного образования и использованию многогранных педагогических методов и технологий, позволяющих решать несколько задач одновременно. Одной из таких обширных технологий является арт-терапия. Арт-терапия зарекомендовала себя как доступная, эффективная технология и в настоящее время применяется повсеместно для коррекции самых различных нарушений, в том числе речевых.

Современное дошкольное образование предполагает формирование самостоятельной гармоничной личности. Достигается это благодаря слаженной работе нескольких специалистов дошкольного образования и использованию многогранных педагогических методов и технологий, позволяющих решать несколько задач одновременно. Одной из таких обширных технологий является арт-терапия.

Понятие «арт-терапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия. В дальнейшем это понятие приобрело концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу). Арт-терапия зарекомендовала себя как доступная, эффективная технология и в настоящее время применяется повсеместно для коррекции самых различных нарушений, в том числе речевых.

В современных условиях проблема речевых нарушений актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с нарушением речи, и коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы.

В настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровье сберегающий подход, как терапия искусством.

Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе. Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи.

Использование методов арт-терапии в работе учителя-логопеда позволяет разнообразить занятия и сохранить высокий интерес ребенка с нарушением речи к взаимодействию. А также, помогает параллельно выполнять такие задачи как: развитие мелкой моторики, развитие ориентировки на листе бумаги, активизация словаря за счёт ввода новых понятий, терминов и пространственной ориентировки, в зависимости от конкретного задания. Методы арт - терапии, применяемые учителем – логопедом в коррекции нарушений речи, позволяет реализовать установленные ФГОС ДО принципов работы, такие как: реализация взаимодействия в форме творческой активности, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, активное содействие и сотрудничество ребенка и взрослого. И способствовать достижению таких целевых ориентиров как: позитивное отношение ребенка к миру, другим людям и самому себе, активное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, развитие способности договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, развитие воображения, развитие мелкой моторики и контроля движений, развитие устной речи, способность выражать свои мысли и чувства.

Поиск новых подходов к решению вопроса речевого развития детей побудил меня к использованию методы арт – терапии в своей работе по коррекции речи, в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий. Где у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.

Арт-терапия включает множество направлений и видов.

В своей работе я использую направления:

- изо-терапия — работа с рисунком;

- с пластилином;

- аппликация;

- имаго-терапия — развитие речи детей средствами театрализованных игр;

- сказкотерапия — занятие строится на сказочном сюжете, со сказочными героями;

- кинезитерапия — использую: кинезиологические упражнения в пальчиковой гимнастике для развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи;

- лого-ритмика, для преодоления нарушений в развитии посредством ритма;

- куклотерапия — в занятиях использую кукол и персонажей кукольного театра;

- игровая терапия – метод коррекции речи посредством игры;

- песочная терапия – применяю игры с песком в развитии связной речи дошкольников.

В своей работе для преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи работа, с применением методов арт - терапии, включала в себя три этапа: подготовительный, коррекционный и этап автоматизации.

На подготовительном этапе применяю артикуляционную гимнастику в сказках, кинезиологические упражнения в пальчиковой гимнастике, приемы лого ритмики, распевки, голосовые упражнения, в том числе звуковые ряды, театральные миниатюры со звукоподражаниями.

Работа второго этапа (коррекционного) делится на 3 основных бока.

1. Арт-терапия в работе по коррекции звукопроизношения.

В работе по коррекции звукопроизношения арт-терапию использую на этапах автоматизации и дифференциации звуков.

На этапе автоматизации звуков ребенку предлагаю задания

- театральная миниатюра (где текст, воспроизводимый ребенком, предполагал многократное повторение заданного звука);

- звуковые дорожки (ребенок произносит заданный звук в то время пока рисует дорожку от звука картинке с изображением предмета в названии которого этот звук есть);

- раскрашивание (ребенку предлагался лист с контурными рисунками, на котором ему необходимо найти и раскрасить те в названии которых есть заданный звук, а также раскрашивание одновременно и правой и левой рукой предмета с заданным звуком).

При работе по дифференциации звуков используются различные задание на классификацию. Разделение элементов, в названии которых встречаются звуки из дифференцируемой пары, выделение голосом (использование различных просодических элементов)

2. Арт-терапия в работе по развитию словаря и связной речи.

В работе по развитию словаря эффективным приемом является создание сюжетной аппликации на каждую лексическую тему, например, «животные юга», «животные севера» по теме «Зоопарк». Где ребенку предлагается на одном фоне сделать аппликации диких животных, живущих в этих регионах.

Заучивание и исполнение тематических песенок, стихов, считалочек.

Примером использования арт-терапии в работе по развитию связной речи являются сюжетные рисунки, в которых можно предложить ребенку создать изображение по строго заданному сюжету и ответить на вопросы логопеда; рисунок с заданными предметами/героями, а после самому сочинить историю, сказку, опираясь как на созданный рисунок.

3. Арт-терапия в работе по развитию фонематического анализа/синтеза.

- выкладывание предложений с помощью карточек;

- выделение цветом изображений с глухим/звонким, мягким/твердым звуком.

На заключительном этапе:

- комплекс логоритмических упражнений, упражнений для развития речевого дыхания;

- театральные миниатюры (изображение животных, разыгрывание простых детских сказок)

- кукольный театр (ребенок управляет двумя куклами, выделяя речь каждой голосом, различной скоростью, высотой, громкостью)

Инновационные методы воздействия в моей работе логопеда являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают мне в достижении максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Литература

1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб., 1997.

4. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально — нравственного развития. - СПб.: Речь, 2002.

5. Карманенко Ю. Г., Карманенко Т. Н. Кукольный театр — дошкольникам. -М.: Просвещение, 1982.

6. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5–7 лет. — М.: АРКТИ. 1997.

7.  Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. — М.: Гном-Пресс, 2000.

8. Пеня Т. Г. Театральное искусство и дети // Искусство в жизни детей. -М.,1991.

9. Хризман Т. П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1991.