+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Виды письма в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста

Автор: Семенова Елена Валентиновна

 

Виды письма в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста

С начала поступления в школу и на протяжении всего времени обучения в начальном звене, учащиеся тренируются в различных видах письменных упражнений, которые, в свою очередь, имеют определенное значение для формирования знаний, умений и навыков в развитии письменной речи школьника. Все приобретенные навыки письма должны отвечать поставленным задачам обучения. Существует несколько видов отработки навыков письма, которые применяют учителя – логопеды в своей коррекционно – развивающей работе с детьми младшего школьного возраста.

Списывание. Данный вид работы для развития письменной речи применяется, в первую очередь, при планировании индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Используется несколько вариантов данного воздействия:

- списывание с рукописного текста;

- списывание с печатного текста;

- списывание с рукописного и печатного текстов, с усложнением логических и грамматических конструкций.

Списывание является одним из простейших видов письменной речи для учащегося и наиболее доступным на любом этапе обучения, тем более, если у школьника проявляются специфические (дисграфические) ошибки. Приоритет списывания состоит в том, что учащийся самостоятельно или при помощи взрослого может согласовывать темп чтения материала, который он записывает, сопровождая этот процесс проговаривание и записью текста в тетрадь. Учителю – логопеду в своей работе нужно, как можно раньше развивать умение при списывании запоминать слог, а не букву, так как слог относится к основной единице произношения и чтения. Поэтому, основной задачей письма будет послоговое проговаривание слов и согласование их собственным темпом письменной речи учащихся.

Может возникнуть ситуация, когда у школьников не усваивается предлагаемое требование, при списывании допускаются многочисленные ошибки в виде пропусков букв. В этом случае работу необходимо начинать со списывания слов и текстов, которые разделены на слоги чёрточками. С первых дней в структуру коррекционно-развивающего занятия необходимо включать время для самопроверки. Для реализации данного вида контроля, учащиеся не исправляют сразу ошибки самостоятельно. Учитель-логопед, проверяя выполненные работы, делает пометки на полях той строки, где допущены ошибки. Ученик, в свою очередь, сверяет свою запись с текстом карточки, доски, учебника или электронного носителя и только потом приступает к самостоятельному исправлению ошибок. Как вариант, можно использовать прием взаимной проверки, данный вид контроля рекомендуется использовать после того, как школьник научится четко видеть и исправлять свои ошибки и недочёты. Ученики производят обмен тетрадями и простым карандашом на полях строчки делают отметку о замеченной ошибке. Затем ученики повторно обмениваются тетрадями, где их владельцы работают над ошибками, внося исправления. При оценивании описываемого вида контроля, учащимся необходимо учитывать:

- качественный вариант первоначального списывания;

- качественный вариант исправления ошибок при взаимном обмене работами;

- качественный вариант исправления собственных ошибок в работе.

Слуховой диктант. Следующий этап работы над развитием речи – применение слуховых диктантов, особенностью которых является зрительный самоконтроль. Как правило, после написания диктанта, учитель-логопед проговаривает количество ошибок каждого ученика. Для исправления ошибок, открывается текст и ученики исправляют ошибки карандашом определенного цвета (цвет определяет учитель-логопед). Делается это для отличения ошибок от поправок, которые учащийся допустил во время диктанта. При такой работе записывается количество исправленных ошибок в виде дроби, где значение числителя – это допущенные учащимся ошибки, а значение знаменателя – исправленные им ошибки.

Подобный вид самоконтроля приучает школьников перечитывать написанный ими материал, а учителю-логопеду обеспечивает удобное отслеживание динамики процесса письма. Учет допущенных ошибок составляет сложный процесс, так как в самом простом тексте могут быть недоступные для учеников грамматические конструкции.

Поэтому, существует нетрадиционная форма письма под слуховую диктовку, разработанная отечественными логопедами – практиками – графический диктант. Такая форма работы позволяет проверить усвоенные детьми темы по дифференциации смешиваемых пар фонем. Огромный плюс графического диктанта состоит в том, что он позволяет контролировать конкретную проблему, исключая, из поля зрения ученика, другие орфограммы. Процесс проверки усвоенного материала проходит в облегчённой форме и не является последней ступенью контроля, по сравнению с текстовыми вариантами.

Проводя графический диктант, учитель – логопед раздельно произносит и проговаривает слоги, слова, фразы. Когда материал предлагается в первый раз, учащиеся выкладывают фишки (загибают пальцы) по количеству слов, а уже, при повторном чтении записывают и сверяют количество письменных единиц с выложенным раздаточным материалом.

Положительным моментом в проведении графических диктантов является то, что в процессе закрепляется рад других навыков письменной речи:

- учащиеся тренируются воспринимать и дифференцировать на слух предложения на слова, текст на предложения и отражать это на письме;

- учащиеся закрепляют навык дифференциации предлогов от приставок на уровне слов и предложений.

Графические диктанты позволяют не только сформировать грамотный навык письменной речи, но и способствуют расширению словарного запаса учащихся младших классов. В ходе работы по подбору речевого материала к графическим диктантам учитель – логопед подбирает слова с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося и, всегда, придерживается принципа – от простого к сложному.