Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителей первых классов в МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100 г. Кемерово
Автор: Васютина Любовь Викторовна,
В статье представлены рекомендации по организации сотрудничества с учителями первых классов, даны советы по проведению логопедических минуток на уроках обучения грамоте. Особое внимание в статье уделяется единым требованиям со стороны логопеда и учителя к речи первоклассника. В статье так же приводятся примерные виды упражнений и заданий на уроках-комплексах.
Взаимосвязь в работе учителя- логопеда и учителей первых классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата №100 г.Кемерово»
(из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории Васютиной Любови Викторовны )
Как показывает практика, у многих поступающих в 1 дополнительный класс школы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ограниченный словарный запас, часто грубо нарушена мелкая моторика, стойкие речевые и пространственные нарушения. Чтобы работа школьного логопеда была более эффективной, необходима тесная связь с учителем начальных классов. И у логопеда, и у учителя общая цель – дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача учителя-логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он мог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Логопедическую работу в начальных классах условно можно разделить на 4 этапа: ориентировочный, диагностический, коррекционный и оценочный. Также поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе логопеда и учителя.
1 этап – ориентировочный (при наличии дошкольной группы в ОО)
Март – май
Задачи этапа:
-определение уровня общего и речевого развития каждого будущего первоклассника;
-выявление детей с речевыми нарушениями;
-консультативная помощь родителям в подготовке к школе детей с речевыми нарушениями.
2 этап – диагностический
1 – 15 сентября
Задачи этапа:
-определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;
-планирование соответствующей коррекционной работы.
В первые две недели сентября я провожу полное обследование состояния речи первоклассников, и знакомлю учителя с результатами, знакомлюсь с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуюсь технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами.
Затем приступаю к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываю программные требования по обучению грамоте, развитию речи, последовательность и время изучения тех или иных тем.
Кроме того, на данном этапе совместно с учителем планируем следующие мероприятия:
-совместное проведение родительских собраний;
-участие в работе методических объединений учителей начальных классов;
-консультации для учителей;
-участие в работе ПМПк и др.
3 этап – коррекционный
15 сентября – 15 мая
Задачи этапа:
- устранение речевых нарушений;
-развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.
В это время взаимосвязь логопеда и учителя становится все более тесной. Периодически информирую учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, и одновременно получаю информацию об их успеваемости (в течение учебного года).
На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно, поэтому для каждого класса я заполняю листок речевой патологии, в котором отражаю динамику коррекции дефектных звуков (постановка, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь). В помощь учителю я разработала таблицу с описанием правильной артикуляции наиболее трудных звуков, к которой они всегда могут обратиться при знакомстве со звуком и буквой.
Пример:
Правильная артикуляция и характеристика звука С.
Звук |
Язык |
Зубы |
Губы |
Голосовые связки |
Воздушная струя |
Характеристика |
С-свистящийй |
Кончик языка упирается в нижние зубы, язык горкой, боковые края прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов |
Сближены на расстоянии 1мм |
Улыбаются, далее положение губ зависит от последующего гласного |
Разомкнуты и не работают |
Холодная, длительная |
Согласный. Твердый, глухой |
Для формирования навыков самоконтроля у обучающихся на парты прикрепляю таблички с указанием звуков для самоконтроля за произношением.
Например:
Говори правильно Р, РЬ, |
Говори правильно: Ш, Ж, Л |
Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР.
На уроках обучения грамоте учитель включает упражнения по развитию фонематического восприятия. Учитель, как и логопед, тоже учит различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; учит соотносить звуки и буквы; производить звукобуквенный анализ, работать по совершенствованию пространственной ориентировки. Чтобы детям было интересно - все эти упражнения можно проводить в виде дидактических игр.
Логопедические минутки.
На уроках при изучении букв необходимо проводить c детьми логопедические минутки. Применение учителями начальных классов логопедических мероприятий в своей работе дает двойную пользу: не только устраняет недостатки произношения и речи у учащихся, но и способствует совершенствованию методики обучения, правильному формированию речи и мышления учащихся. Кроме того, положительно влияет на настроение детей с определенными речевыми нарушениями, лишает их неуверенности в себе, разочарования, а также значительно поднимает авторитет учителя перед детьми и их родителями. Работа над устранением таких недостатков должна проводиться не стихийно, а планово, постепенно и последовательно.
Начинать ее следует с первых дней обучения и осуществлять на всех уроках. К примеру, на уроке ознакомления со звуком и буквой «С» провести логопедическую минутку.
Показать детям правильную артикуляцию звука «С»:
- губы растянуты, зубы приближенные на расстоянии около 1 мм,
- кончик языка прижимается к нижних резцов,
- спинка языка выгнута и посередине ее образуется желобок, по которому выдыхается струю воздуха.
- Боковые края языка прижаты к внутренней поверхности верхних коренных зубов, мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки и направляет струю. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.
То есть: улыбка как у клоуна, язык упирается в нижние зубы, будто кошка на солнышке прогибается и выдуваем воздух. Детям нужно предложить подуть на руку и они должны почувствовать холодный воздух. На уроке ознакомления со звуком и буквой «З» - артикуляция аналогичная. Предложить детям поставить руку на горло и произнести сначала звук «З», где голосовые связки будут в состоянии покоя, а на «З» они работают (дрожит горло).
Эффективными методами исправления произношения на уроках является изучение скороговорок и чистоговорок, которые помогают формировать речевой аппарат ребенка, приучают к сложным сочетаний звуков. Чтение и изучение чистоговорок с отработанными составляющими структурами помогает не только правильно произносить звук, но и учит сознательному чтению. Их можно использовать в начале урока как речевую гимнастику. Чтобы речь ребенка была выразительной, доходчивой, надо его научить владеть артикуляционным аппаратом, говорить энергично, четко, легко и весело, чтобы вместо одного звука ребенок не пытался сказать другой.
Рекомендуемые правила работы над скороговорками и чистоговорками:
1. Учитель проговаривает чистоговорки четко артикулируя.
2. Учащиеся хором повторяют, пытаясь воспроизвести то, что услышали.
3. 2-3 ученика самостоятельно говорят приведенный текст.
Например: Са-са-са - вот летит оса. Со-со-со - у Сони колесо. Су-су-су - яблоко несу.
Логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями.
При этом необходимы:
-учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
-учет возрастных особенностей детей;
-предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
-осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
-закрепление знаний и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
-придание обучению воспитывающего характера;
-всестороннее развитие личности учащегося.
Подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий, а также уроки-комплексы, проводимые совместно учителем и учителем-логопедом.
Примерные виды упражнений и заданий на уроках-комплексах.
В уроки-комплексы я включаю артикуляционную гимнастику для изучаемого звука. Цель: научить учителя правильно подбирать артикуляционные упражнения и методически правильно её проводить.
Привожу фрагмент занятия по обучению грамоте по теме «Звук и буква Ч».
1. Артикуляционная гимнастика:
- Чтобы ваши языки и губы хорошо работали, давайте их потренируем- сделаем артикуляционную гимнастику.
- «Заборчик- трубочка».
- «Парус- горка».
- «Барабанщики».
2. Выделение звука Ч из слов.
- Послушайте слова и скажите какой звук повторяется во всех словах?
(Чай, очки, ночь, мяч, чемодан, черепаха).
3. Артикуляция звука Ч.
- А сейчас мы с вами поучимся правильно произносить звук Ч.
Переднюю часть языка поднимите и прижмите к бугоркам за верхними зубами, зубы вместе, губы трубочкой и произнесите звук Ч. Обратите внимание, что ветерок дует толчком. Этот звук можно сравнить со звуком движущегося проезда (картинка «Поезд»).
4. Характеристика звука:
- Какой это звук: согласный или гласный?
- Почему?
- Твёрдый или мягкий?
- Звонкий или глухой?
- Как это можно проверить? (приложить ладошку к горлышку и послушать работает «моторчик» в горлышке или нет.
5. Тренировочные упражнения в правильном произношении звука Ч.
Игра «Дополни словечко» (рифмы).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку … .