Автоматизация звука [Р] в слогах, словах
Автор: Цыбулина Анна Александровна
Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста в период введения поставленного звука "Р" в речь ребенка.
Конспект
индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах»
Цель: автоматизировать звук [Р] в речи ребенка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение правильно произносить звук «Р»; давать характеристику звука [Р];
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Р]; развивать мимическую мускулатуру лица; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря; развитие элементарных – математических представлений;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Лексика: Природные явления.
Оборудование:
Зеркала; картинки с эмоциональным выражением лица; котик Мурзик; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка для автоматизации изолированного звука [Р]; карточка со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р]; фишки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Логопед приветствует ребенка на занятии и предлагает занять место у логопедического стола с зеркалом.
II. Гимнастика на развитие мимической мускулатуры лица.
Логопед предлагает сесть ребенку ровно, положить руки на стол и посмотреть на себя в зеркало.
Педагог достает картинку с веселым изображением лица и спрашивает у ребенка: Что на этой картинке делает ребенка? (ребенок отвечает). Логопед предлагает ребенку повторить такое же выражение лица и посмотреть в зеркало, уточнить что изменилось у ребенка в лице ( брови, глазки, щечки, губки, носик). Далее педагог показывает картинки с изображением: сердитым, грустным, удивленным, испуганным, спокойным, радостным и задает такие же вопросы.
III Артикуляционная гимнастика
Педагог достает игрушку «Котика Мурзика» и предлагает отправиться в артикуляционное путешествие вместе с ребенком.
1. Котик Мурзик язычок достает и держит его лопаточкой. Ребенку предлагаем выполнить упражнение «Лопаточка» под счет до 10.
2. Котик Мурзик предлагает сыграть в футбол. Ребенок выполняет упражнение «Футбол» (чередуем до 5 раз).
3. Котик предлагает покататься на качелях. Ребенок выполняет упражнение «Качели» (чередуем до 5 раз).
4. Котик предлагает выполнить упражнение «Улыбочка – рупор» (чередуем до 5 раз).
5. Котик предлагает позвать на гимнастику для язычка настоящего дятла. Ребенок выполняет упражнение «Дятел» (чередуем до 5 раз, с ускорением).
6. Мурзик предлагает покрасить потолок у рта. Ребенок выполняет упражнение
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…» - Молодец, отдохни.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Р]:
1. - Сделаем упражнение «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем верхние зубки изнутри (под счет до 10 по 3 - 5 подходов).
- Молодец.
2. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 3 - 5 подходов).
- Молодец, отдохни.
3. - Упражнение «Грибочек»: оскал, присасываем кончик и спинку широкого языка к твердому небу и удерживаем в этом положении (под счет до 10).
4. – Выполним упражнение «Гармошка»: делаем все также как и при выполнении упражнения «Грибочек», но открываем и закрываем рот (под счет до 10).
- Молодец, отдохни, проглоти слюну.
IV Сообщение темы занятия.
- Отгадай загадки:
1. Пыль поднимает, деревья качает.
Воет – завывает,
С деревьев листья срывает,
Тучи разгоняет, волны поднимает. (Ветер)
2. Вот по небу мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что в низу земля дрожит. (Гром)
3. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла,
И сады и огороды
Всей округе полила. (Гроза)
4. Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути!..
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
- Что такое ветер, гром, гроза, радуга? (Природные явления)
- Когда эти природные явления бывают? (Весной, летом, осенью)
- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Р])
- Сегодня мы будем работать со звуком [Р] и стараться всегда правильно произносить его.
V. Развитие фонематического слуха. «Хлопни если услышишь»
Логопед предлагает ребенку на слух узнать звук «Р». Педагог произносит различные звуки ( Р – Л – М – Ш – Р – Л – Р- Р – В), и когда ребенок услышит звук «Р», он хлопает в ладоши. Далее задание усложняется, логопед произносит слоги, и если ребенок слышит слог, в котором есть звук «Р», он хлопает в ладоши ( ра – ло – ор – ва – ал – ур – ир и так далее). Если ребенок безошибочно выполняет первые два задания, то логопед усложняет задачу ребенку, и просит хлопнуть в ладоши если услышит слова в которых есть звук «Р» ( рак – лампа – мотор – ласка – рупор и так далее).
VI Физкультурная минутка
Педагог предлагает ребенку немного отдохнуть, встать со стульчика, потянуться и сымитировать движения по тексту.
Руки в сторону, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой вверх и левой вверх,
В стороны и накрест.
Тук, тук, тук, тук, тук, тук,
Повернемся мы вокруг.
VII Характеристика звука.
- Когда мы произносим звук [Р]:
- в каком положении находятся губы? (в улыбке);
- а зубы? (их видно);
- что делает язычок? (упирается в верхние бугорки, дрожит);
- что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).
- Дай характеристику (акустическую) звука [Р]:
- звук [Р]: согласный (т.к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т.к. голосовые связки вибрируют) и твердый.
VIII. Автоматизация звука [Р] в слогах.
Логопед предлагает ребенку повторить цепочку слогов:
Ро-Ру-Ро ИР-уР-иР Кро – гро
Ра- Ра-Ры оР-яР-оР Трэ – дрэ
- Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым):
О Я Э
Р А И Р Р Ы
У Ы О
IX. Автоматизация звука [Р] в словах:
Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки, назвать их.
А теперь давай разложим картинки по такому столбикам, где первый столбик картинки где звук «Р» в начале слова, второй столбик где звук в середине слова, третий где звук в конце.
А теперь задание усложняется, логопед предлагает самому ребенку придумать слова, где звук «Р» в начале, середине и конце слова. За каждое придуманное слово, ребенок получает фишку и конце упражнения ребенок подсчитывает общее количество правильно придуманных слов со звуком «Р»
X. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Р])
- Дай характеристику звука [Р].
Отмечается работа ребенка на занятии.
- До свидания.