Проективные логопедические субтесты по развитию речи
Автор: Роговенко Татьяна Александровна
В авторской экспресс диагностике представлены два проективных логопедических субтеста: Субтест выявления стартовых модулей при автоматизации звука [Р] в словах и свободной речи. Графический проективный субтест определения уровня развития связной речи. Проективные логопедические субтесты направлены на помощь логопеду для быстрого диагностирования проблем, связанных с автоматизацией звука [Р] в словах и свободной речи (Субтест выявления стартовых модулей при автоматизации звука [Р] в словах и свободной речи) и проблем, затормаживающих развитие связной речи у детей (Графический проективный субтест определения уровня развития связной речи)
Субтест выявления стартовых модулей при автоматизации звука «Р» в словах и свободной речи.
Проблема:
Звук «Р» поставлен, но закрепление и автоматизация в словах и свободной речи идёт долго и тяжело.
Как облегчить этот период для ребёнка и помочь логопеду правильно спланировать свою работу?
Необходимо выявить на какой стадии принятия звука находится ребёнок.
Для решения этой задачи был создан субтест выявления стартовых модулей автоматизации звука «Р» в словах и свободной речи.
Для проведения тестирования подбираются картинки со звуком «Р» в разных стартовых позициях и игровое поле, разделённое на 6 квадратов ( я использую тренажёр речевой активизации ТРА). Для детей дошкольного возраста используется картинный материал, а для проведения тестирования детей школьного возраста, можно использовать карточки со словами.
На игровое поле выставляются картинки в особой последовательности.
1 ряд- звук «Р» в словах находится в положении после согласного, перед ударным гласным звуком.
2 ряд - звук «Р» в словах находится после безударной гласной, перед ударной гласной.
3 ряд - звук «Р» в словах стоит после ударной гласной, перед безударной гласной
Проведение тестирования:
Испытуемый – мальчик Руслан (короткая массивная уздечка языка, звук «Р» поставлен, но в речи ребёнок его выпускает или произносит тяжело, утрированно)
Ход тестирования:
1.Логопед предлагает ребёнку произнести все слова на игровом поле, начиная с нижнего ряда.
3 ряд ГОРОД |
ПАРУС |
2 ряд КОРОВА |
ДОРОГА |
1ряд ГРУША |
НАГРАДА |
2. Предложить ребёнку ещё раз произнести все 6 слов и выбрать самые трудные в произношении звука «Р» слова и перевернуть картинки рисунком вниз.
Руслан выбрал «ГОРОД и ПАРУС»
3.Ребёнок ещё раз произносит оставшиеся слова и выбирает самые лёгкие в произношении звука «Р» слова, переворачивая остальные картинки рисунком вниз.
Руслан определил для себя самыми лёгкими в произношении звука «Р» слова: ГРУША и НАГРАДА.
Анализ результатов субтеста
Анализируя полученные результаты, можно работу по автоматизации звука «Р» в словах разбить на три этапа.
1 этап.
Слова с положением звука «Р» после согласного звука, перед ударной гласной стали по выбору ребёнка, самыми лёгкими в произношении. Возможно языковая моторика и статика ещё не достаточно развита и языку необходим толчок, поддержка и именно это даёт ему смычной ( взрывной звук и движение к ударному звуку.
Поэтому можно на первом этапе работы планировать отработку звука «Р» в словах с 1, 2 или тремя слогами, подобного строения ( звук «Р» в положении после согласного звука, перед ударной гласной).
2 этап.
На втором этапе работы планируется работа на материале слов со звуком «Р» , который находится в положении перед ударным гласным звуком.
3 этап
На третьем этапе работы подбирается картинный материал или слова с позицией звука «Р» сразу после ударного гласного звука.
Итог:
Использование результатов субтеста выявления стартовых модулей при автоматизации звука «Р» в словах и свободной речи, помогает пошагово составить индивидуальный план логопедической работы с ребёнком , эффективно и быстро автоматизировать звук «Р» в словах и свободной речи, с экономией сил и времени, как ребёнка, так и логопеда.
График произносительных возможностей
Вертикальная шкала-шкала артикуляционного напряжения:
Гласный ударный звук |
6 |
Гласный безударный звук |
5 |
Согласный звонкий мягкий звук |
4 |
Согласный звонкий твёрдый звук |
3 |
Согласный глухой мягкий звук |
2 |
Согласный глухой твёрдый звук |
1 |