+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проективные логопедические субтесты по развитию речи

Автор: Роговенко Татьяна Александровна

Краткое описание работы
В авторской экспресс диагностике представлены два проективных логопедических субтеста: Субтест выявления стартовых модулей при автоматизации звука [Р] в словах и свободной речи. Графический проективный субтест определения уровня развития связной речи. Проективные логопедические субтесты направлены на помощь логопеду для быстрого диагностирования проблем, связанных с автоматизацией звука [Р] в словах и свободной речи (Субтест выявления стартовых модулей при автоматизации звука [Р] в словах и свободной речи) и проблем, затормаживающих развитие связной речи у детей (Графический проективный субтест определения уровня развития связной речи)

Субтест выявления стартовых модулей при автоматизации звука «Р» в словах и свободной речи.

Проблема:

Звук «Р» поставлен, но закрепление и автоматизация  в словах и свободной речи идёт долго и тяжело.

Как облегчить этот период для ребёнка и помочь логопеду правильно спланировать свою работу?

Необходимо выявить на какой стадии принятия звука находится ребёнок.

Для решения этой задачи был создан субтест выявления стартовых модулей автоматизации звука «Р» в словах и свободной речи.

Для проведения тестирования подбираются картинки со звуком «Р» в разных стартовых позициях и игровое поле, разделённое на 6 квадратов ( я использую тренажёр речевой активизации ТРА). Для детей дошкольного возраста используется картинный материал, а для проведения тестирования детей школьного возраста, можно использовать карточки со словами.

На игровое поле выставляются картинки в особой последовательности.

1 ряд- звук «Р» в словах находится в положении после согласного, перед ударным гласным звуком.

2 ряд - звук «Р» в словах находится после безударной гласной, перед ударной гласной.

3 ряд - звук «Р» в словах стоит после ударной гласной, перед безударной гласной

Проведение тестирования:

Испытуемый – мальчик Руслан (короткая массивная уздечка языка, звук «Р» поставлен, но в речи ребёнок его выпускает или произносит тяжело, утрированно)

Ход тестирования:

1.Логопед предлагает ребёнку произнести все слова на игровом поле, начиная с нижнего ряда.

 

3 ряд ГОРОД

ПАРУС

2 ряд КОРОВА

ДОРОГА

1ряд  ГРУША

НАГРАДА

 

2. Предложить ребёнку ещё раз произнести все 6 слов и выбрать самые трудные в произношении звука «Р» слова и  перевернуть картинки рисунком вниз.

Руслан выбрал «ГОРОД и ПАРУС»

3.Ребёнок ещё раз произносит оставшиеся слова и выбирает самые лёгкие в произношении звука «Р» слова, переворачивая остальные картинки рисунком вниз.

Руслан определил для себя самыми лёгкими в произношении звука «Р»  слова: ГРУША и НАГРАДА.

Анализ результатов субтеста

Анализируя полученные результаты, можно работу по автоматизации звука «Р» в словах разбить на три этапа.

1 этап.

Слова с положением звука «Р» после согласного звука, перед ударной гласной стали по выбору ребёнка, самыми лёгкими в произношении. Возможно языковая моторика и статика ещё не достаточно развита и языку необходим толчок, поддержка и именно это даёт ему смычной ( взрывной звук и движение к ударному звуку.

Поэтому можно на первом этапе работы планировать отработку звука «Р» в словах с 1, 2 или тремя слогами, подобного строения ( звук «Р» в положении после согласного звука, перед ударной гласной).

2 этап.

На втором этапе работы планируется работа на материале слов со звуком «Р» , который находится в положении перед ударным гласным звуком.

3 этап

На третьем этапе работы подбирается картинный материал или слова с позицией звука «Р» сразу после ударного гласного звука.

 

Итог:

Использование результатов субтеста выявления стартовых модулей при автоматизации звука «Р» в словах и свободной речи, помогает пошагово составить индивидуальный план логопедической работы с ребёнком , эффективно и быстро автоматизировать звук «Р» в словах и свободной речи, с экономией сил и времени, как ребёнка, так и логопеда.

График произносительных возможностей

Вертикальная шкала-шкала артикуляционного напряжения:

Гласный ударный звук

6

Гласный безударный звук

5

Согласный звонкий мягкий звук

4

Согласный звонкий твёрдый звук

3

Согласный глухой мягкий звук

2

Согласный глухой твёрдый звук

1