Проблемы современной логопедической диагностики детей раннего возраста
Автор: Федотова Дарья Павловна
Логопедическая диагностика представляет собой особый вид деятельности, состоящий в выявлении речевых нарушений у детей того или иного возраста.
Логопедическая диагностика представляет собой особый вид деятельности, состоящий в выявлении речевых нарушений у детей того или иного возраста. Логопедическая диагностика является первым этапом системы логопедической помощи. Следующие за ней этапы – логопедическая коррекция и подведение итогов коррекционной работы – во многом зависят от правильности проведения диагностической работы с ребенком, имеющим речевые нарушения.
Согласно данным мировой статистики, число детей с различными речевыми нарушениями постоянно растет [7, c. 862]. Поэтому совершенствование ранней диагностики речевых расстройств у детей становится все более актуальным вопросом логопедической науки.
Принципы единства речевого и психического развития ребенка разрабатывались в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. В аспекте логопедической диагностики данные теоретические положения о единстве речевого и психического развития ребенка оказываются крайне важными. Речевая функция имеет определяющее значение для правильного психического развития ребенка. Без нее невозможно полноценное становление познавательной деятельности и развитие способности к понятийному мышлению. Еще К.Д. Ушинский отмечал важность раннего начала лингвистического воспитания ребенка.
Ранняя диагностика речевых нарушений и соответствующие коррекционные меры помогают предотвратить или затормозить появление тяжелой речевой патологии у детей, имеющих речевые нарушения. Если отклонения обнаружены у ребенка в дошкольном возрасте, то ранняя медицинская и педагогическая коррекция в значительной степени повышает вероятность нормализации речевого развития и полноценного обучения в школе. Если же речевые дефекты выявляются только в школьном возрасте, то их достаточно сложно компенсировать.
С.А. Шемякова в этом отношении отмечает, что «любая функция мозга ребенка (например, речевая), несформировавшаяся в определенный момент, уже не будет нормально развиваться в другие сроки, потому что мозг оказывается уже на другом этапе развития. А это значит, что воспроизведение предшествующих стадий формирования, структурных и функциональных, становится невозможным» [14, c. 124–128]. Следовательно, ранняя диагностика речевых нарушений имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка.
Овладеть родным языком – одна из важнейших задач в дошкольном воспитании и образовании детей. Важность речевого развития ребенка усиливается также тем, что в дальнейшем оно будет определять возможность усвоения ребенком школьных знаний, так как, согласно специальным исследованиям, существует зависимость между состоянием речевого развития ребенка и уровнем усвоения им школьных знаний. Таким образом, речевые дефекты отражаются впоследствии на школьной успеваемости ребенка, его самооценке и общем психологическом благополучии.
В основе разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы находятся принципы учения о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях и движущих силах развития ребенка. Способности компенсации органических дефектов у детей в силу пластичности мозга и при благоприятных условиях среды исследовались различными учеными. Среди них Н.П. Вайзман, И.П. Павлов, Б.Д. Эльконин и др.
Как было отмечено выше, диагностика является первым и наиболее важным этапом процесса оказания логопедической помощи.
Вопросы диагностики речевых нарушений изучались в работах В.А. Ковшикова, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Как отмечает Р.И. Лалаева, логопедическая диагностика переживает кризис и на данный момент не удовлетворяет требованиям науки и практиков-логопедов [8, c. 5–15]. Исследователь указывает на различия в подходах московской и петербургской логопедических школ к формулировке логопедических заключений, а также на попытки подменить традиционные логопедические классификации клиническими, медицинскими, которые являются слишком развернутыми, описательными и не ориентированы на решение практических задач коррекции нарушений речи.
Исследуя особенности этапа диагностики речевых нарушений у детей, следует остановиться на вопросе специфики речепорождения. Речь является сложным физиологическим, психическим, мыслительным, языковым, сенсомоторным процессом, в котором переплетаются как элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и восокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В силу сложности данного феномена процессы речепорождения и речевосприятия исследуются различными отраслями научного знания. Как отмечает А.М. Шацкова, «задачи дифференциальной диагностики речевых нарушений требуют разработки новых исследовательских задач и синтетического подхода, объединяющего методологический аппарат разных специальностей (клиническая, клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация речевых расстройств, нейропсихологический подход в диагностике и пр.)». Объединение в методике диагностирования речевых нарушений подходов различных наук является важным, так как позволяет как можно более глубоко, эффективно и всесторонне оценить уровень речевого развития ребенка, рано выявить речевые нарушения и провести соответствующие коррекционные мероприятия. Об этом пишет и Р.И. Лалаева, отмечая, что в процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, позволяющие уточнить тот или иной логопедический диагноз. В то же время необходимо подчеркнуть, что клинические характеристики важны с точки зрения объяснения причин возникновения речевых расстройств и лечения ребенка, а не с точки зрения системы коррекции и развития речи.
Логопедическая диагностика должна учитывать как психолого-педагогическую, так и клинико-педагогическую классификации речевых нарушений, а логопедическое заключение должно производиться с учетом пересечения данных классификаций.
Логопедическое обследование детей раннего возраста имеет свои особенности. Как подчеркивают О.Е. Громова О.Е. и Н.Г. Соломатина, логопедическое обследование ребенка необходимо проводить только с использованием специального дидактического материала, учитывающего возрастные особенности развития речи детей. Так, для логопедической диагностики детей раннего возраста не следует применять такие методы, как произнесение отдельного звука, называние картинки или рассказывание стихотворения. Все эти методы достаточно сложны для ребенка раннего возраста, так как звукопроизносительная сторона речи ребенка еще не сформирована до конца, к тому же для ребенка раннего возраста необходима большая степень доверия к взрослому, чтобы выполнять подобные задания. Поэтому для обследования речи детей раннего возраста применяется специальный дидактический материал, который должен быть преимущественно иллюстративным и доступным, то есть должен содержать красочные изображения, быть крупного размера, не должен содержать избыточных деталей. Дети особенно любят сюжетные картинки, в которых они узнают изображение и «находят» нужное слово.
Методическая проблема заключается в том, что необходимо разграничивать сформированность произношения звуков на раннем и позднем этапах онтогенеза. Дети раннего возраста не могут произнести некоторые звуки или произносят их с трудом в силу того, что звукопроизношение не оформлено до конца. Так, в «Экспресс-обследовании звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» В.В. Коноваленко не рассматриваются гласные, а также звуки, которые закрепляются у ребенка в раннем онтогенезе. Также некоторые исследователи, например О.А. Безрукова, О.Б. Иншакова, в своих методах предлагают материал, слишком сложный для ребенка раннего возраста. Так, у О.Б. Иншаковой предлагается 5–6 изображений на одном листе. Это может перегрузить ребенка и вызвать снижение концентрации внимания или отказ от выполнения задания. Норма для детей раннего возраста – не более двух крупных изображений одновременно. О.А. Безрукова предлагает очень сложный материал в лексическом плане, который оказывается особенно сложным для детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
При обследовании речи детей необходимо исследовать не только произносительную сторону речи, но и сформированность словаря, стадию развития фразовой речи, особенности усвоения основных частей речи и специфику использования некоторых грамматических форм. Все эти аспекты можно исследовать с помощью использования иллюстративного материала. Так, при назывании картинок ребенком необходимо проверить состояние его словарного запаса, наличие перестановок слогов и/или отдельных звуков, наличие усечения окончаний слов, обратить внимание на характер трудностей формирования слоговой структуры многосложных слов.
В логопедической диагностике важное место занимает проверка умения детей использовать звуки при произношении не только существительных, но и глаголов и прилагательных, которые появляются в начальном детском лексиконе несколько позже существительных и поэтому их произношение может содержать нарушения.
Длительность проводимого диагностического занятия индивидуальна, однако для детей раннего возраста она не превышает 10–15 минут.
В целом в логопедической диагностике важно диагностировать не только уровень несформированности речи, но и механизмы и формы речевых нарушений. Именно учет обоих аспектов позволяет более дифференцированно коррректировать нарушения речи. Как указывает Р.И. Лалаева, логопедическая диагностика должна идти от общего к частному, то есть сначала необходимо выявить комплекс речевых симптомов, а затем уточнить механизмы речевой патологии, характер взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, определить структуры речевого дефекта.
Таким образом, логопедическая диагностика представляет собой важный этап системы логопедической помощи, а ранняя диагностика позволяет не только вовремя обнаружить речевые нарушения, но и значительно увеличить вероятность их полной коррекции. Проблемы диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста связаны с методикой, выбором материалов и учетом специфики произносительной стороны речи детей раннего возраста, а также их психологических особенностей.
Список литературы:
1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : метод. пособие / [Кондратенко И.Ю. и др.]. М.: Айрис-Пресс: Айрис дидактика, 2005.
2. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2001.
3. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2–4 лет: Методическое пособие. М., 2005.
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций / Сост.: В. П. Балобанова и др. СПб.: Детство-пресс, 2002.
5. Диагностика нарушений устной и письменной речи у детей и программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: сборник методических рекомендаций и программа / Авт.-сост.: Е.А. Логинова (отв. ред.) и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
6. Ковригина Л.В. Введение в логопедическую специальность в основами логопедии. Новосибирск, 2006.
7. Кударинова А.С. и др. Роль логопедической диагностики в формировании правильной речи // Фундаментальные исследования. 2014. №№ 9–4. С. 859–862.
8. Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // Диагностика нарушений речи и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. СПб.: Детство-Пресс, 2001. С. 5–15.
9. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рекомендаций / Авт.-сост.: Л. В. Лопатина и др. СПб.: САГА. М.: ФОРУМ, 2006.
10. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2010.
11. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015.
12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.
13. Шацкова А.М. Дифференциальная диагностика минимальных проявлений речевой патологии у детей при сходных нарушениях произносительной стороны речи : автореферат дис. … кандидата педагогических наук. М., 2009.
14. Шемякова С.А. Актуальные проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений у детей // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. Т. 1. № 1. С. 124–128.