+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проявление дисграфических ошибок, связанных с недоразвитием фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
Консультативный материал для учителей начальных классов

Проявление дисграфических ошибок, связанных с недоразвитием фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста

Актуальной проблемой в современной логопедии остается нарушение письменной речи учащихся младшего школьного возраста.  В начальных классах увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Главной задачей логопеда, занимающегося с детьми младшего школьного возраста, остается своевременное выявление и предупреждение нарушений письменной речи. В данной работе хочется еще раз остановиться на проблеме ошибок в письменной речи, вызванных недоразвитием фонетико-фонематического восприятия.  Почему, именно, данный вид нарушения письма вызывает наибольший интерес. Потому что при ранней диагностике и своевременно начатой коррекционно- развивающей работе дает высокие результаты в оценке письменных работ учащихся.

Как говорилось выше, при данном виде нарушения письменной, а как следствие, и устной речи, происходит нарушение слуховой дифференциации. Звукопроизношение у таких учащихся остается в пределах нормы. Это можно объяснить тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. Для правильного различения и выбора фонемы на письме, необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем анализ осуществляется во внутреннем плане, т.е. непосредственно в мыслительной деятельности ребенка.  Иногда у детей с данным нарушением можно проследить неточность кинестетических образов звуков, которая не дает возможность правильно выбрать фонему и соотнести ее с буквой. Основой данного типа ошибок лежат трудности дифференциации фонем по акустико-артикуляционному сходству.  В нарушении устной речи (при чтении), при неразличении данных фонем, наблюдаются замены и смешения звуков. В письме проявления несколько другие: происходит смешение букв, но не замена и это означает полное исключение из письменной речи одной из смешиваемых букв, но этого не происходит.  Смешение букв на письме говорит нам о том, что ученик выделил в слове нужный звук, но обозначил его неправильно, выбрав несоответствующую букву. Такие ошибки обусловлены рядом причин:

1.                     Несоотнесение фонетического образа со зрительным (различие фонемы и графемы);

2.                     Недостаточно четкая дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

По акустико-артикуляционному принципу происходит смешение следующих фонем: парные звонкие и глухие согласные; лабиализированные гласные; сонорные; свистящие и щипящие. Африкативные фонемы смешиваются между собой и с любыми из своих составляющих.

На основе выше сказанного можно обобщить, что у детей с акустико- артикуляционной формой дисграфии встречаются следующие замены или смешения букв на письме (специфические ошибки).

Таблица 1.

Специфические ошибки (замены и смешения букв на письме)

Буквы

Звонкие – глухие согласные

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш

Лабиализированные гласные

О-У, Ё-Ю,

Соноры

Л,М,Н,Р,Й

Свистящие и шипящие

С-Ш,З-Ж,СЬ,ЩЬ

Аффрикаты и составляющие их компоненты

Ч-Щ,Ч-Ц,Ч-ТЬ,Ц-Т,С-Ц,Ч-Ш,Ц,ТС

 

Коррекционно-развивающая работа при акустико-артикуляционном нарушении письменной речи осуществляется в следующем порядке:

1.                     Развитие фонематического восприятия.

2.                     Обучение звукобуквенному анализу и синтезу слов.

3.                     Уточнение и сопоставление звуков в произношении с опорой на слуховое, зрительное восприятие и тактильное и кинестетическое ощущения.

4.                     Выделение конкретных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения, текста.

5.                     Определение положения звука по отношению к другим.

6.                     Нужно знать и помнить, что последовательность ознакомления со звуками и буквами на коррекционных логопедических занятиях отличается от школьной программы. Коррекционно-развивающая работа опирается на порядок проявления и формирования звуков в онтогенезе:

- изучение и дифференциация гласных звуков и букв;

- изучение и дифференциация согласных звуков и букв;

- изучение и дифференциация шипящих звуков и букв;

- изучение и дифференциация аффрикативных звуков и букв;

- изучение и дифференциация сонорных звуков и букв;

Коррекционно-развивающая работа по устранению ошибок при акустико-артикуляционном нарушении письменной речи предполагает не только индивидуальную форму работы, но и групповую. Конечно, что такая последовательность в работе предполагает кропотливый, терпеливый и долговременный труд педагога.  Предлагаемые ученику задания должны доводиться до полного и успешного завершения. Принцип, который сопровождает работу учителя-логопеда - мало, но правильно! На фронтальных занятиях нельзя пропустить достижения или успехи ни одного ученика, даже самого медленного.  В индивидуальной логопедической работе особый акцент нужно осуществлять по отношению к отстающим учащимся. Это делается для того, чтобы в групповых формах работы ученик успевал и тянулся за более успешными детьми, и у него не возникало чувство внутреннего дискомфорта и скованности. Очень важным моментом в коррекционной логопедической работе является критическое отношение учащегося к своему дефекту. Ощущение самокритики создает положительный мотивационный настрой к занятиям, и, как следствие приводит к высоким результатам (в идеальном варианте). Конечно, правильную самокритику и положительную мотивацию помогает выработать учитель – логопед. Совместное кропотливое терпение ученика и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе, в дальнейшем покажет высокое качество письменных работ.

Еще немаловажным моментом является количество индивидуальных и групповых логопедических занятий с учащимися с нарушением письменной речи. В идеальном варианте, в графике учителя-логопеда должно быть по три индивидуальных занятия и по два групповых на каждого учащегося с речевыми проблемами. В современных образовательных учреждениях такая форма коррекционно- развивающей логопедической работы, практически невозможна. Но к этому нужно стремиться, используя возможности услуг дополнительного бюджетного образования. И чем раньше будет осуществляться консультативно-профилактическая и коррекционная деятельность, тем лучше будет результат.

Хочется отметить, что огромную роль в успешности коррекционного логопедического воздействия играют родители.  Все задания, отработанные с ребенком на занятии с учителем-логопедом, должны находить подкрепление в выполнении домашних заданий, сначала под контролем родителей, а затем самостоятельно.  Для качественного контроля домашних заданий и помощи ребенку в их выполнении родителями необходимы консультации, семинары-практикумы, рекомендации со стороны учителя-логопеда на постоянной основе.  Только такое тесное взаимодействие, а именно, «триада» (ребенок – учитель - логопед-родитель) поможет своевременно предупредить, устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.