Математическая речь. Советы логопеда
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для учителей начальных классов
Математическая речь. Советы логопеда
Всем известно, какие требования предъявляются к математической речи, а именно: правильность, ясность, чистота, точность, отсутствие уменьшительно- ласкательных форм использования математических терминов (кружочек, квадратик, треугольничек, циферка и т.д.). Данная работа начинается в детском саду в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, и продолжается в школе на уроках математики. Конечно, в идеале, необходимо развивать математически грамотную речь совместно с учителем – логопедом, но, к сожалению, в наше время не в каждом дошкольном учреждении есть специалист, не говоря уже о школах. В данной работе представлены специальные логопедические упражнения, направленные на развитие грамматически правильной математической речи, которые может использовать учитель начальных классов в структуре своего урока. Логопедические коррекционно – развивающие упражнения используются с учетом всех вышеперечисленных требований к математической речи. Соответственно, и математические задания составляются согласно последовательности логопедического воздействия:
1) Развитие фонематического восприятия;
2) Работа над звуковой культурой речи;
3) Совершенствование математического словаря через диктанты с математическими терминами;
4) Профилактика аграмматизмов в развитии математической речи.
Развитие фонематического восприятия.
1. Ритмический рисунок
Предложите учащимся прохлопать или протопать определенный ритм на основе схемы из изученных цифр:
1,1 ______ 1,1______1,1.
2,2,2_____2,2_____2,2,2.
3_____3,3,3_______3.
Данное упражнение направленно на развитие фонематических процессов учащихся и запоминание зрительного образа цифры. Упражнение удобно использовать в форме физкультминутки, как в индивидуальной, так и групповой работе. Значимым моментом является то, что ученик слышит ритм не только свой и учителя, но и всех учащихся, такой прием усиливает результат, полученный на индивидуальных занятиях.
2. Чтение и письмо под диктовку математических терминов, с обозначением ударения.
Записать под диктовку математические термины, которые уже известны учащимся, и обозначить в них ударение. Удобно прибегать к взаимопроверке на уроке. Во вновь изучаемой терминологии, ударение ставится учителем с демонстрацией на доске.
Обозначь ударение в словах: плюс, минус, сложение, вычитание, квадрат, ромб и т. д.
Уточните, в каких словах ударение можно не ставить.
Звуко –буквенный анализ
1. Выделение и обозначение звука в слове (термине) - в начале, в конце, в середине.
2. Определение последовательности звуков в слове (термине)
3. Выделение определенного звука в слове (термине) и обозначение его буквой, которую он обозначает в слове.
Работа со словом.
1. Проведение математических словарных диктантов в классической форме (10 слов).
2. Карточки с пропущенными буквами, например:
Сл.жение, выч.тание, сумм.ма, разн.ца….
3. Соотнесение математического знака со словом, например:
+ равно
- минус
= плюс
Профилактика аграмматизмов в развитии математической речи.
1. Согласование существительных в родительном падеже.
Изучаемый материал (счетный материал, цифры, знаки и т. д.) выкладывается на демонстрационной магнитной доске (до 10 карточек), например:
Круг, квадрат, +, _, =, треугольник….
Учитель поочередно закрывает экраном символы на доске и спрашивает у класса – «нет чего»? Выслушивает индивидуальные ответы: нет круга, нет квадрата, нет знака равно, нет треугольника…
2. Упражнение на согласование фразы из числительного и существительного.
Данное упражнение удобно выполнять с использованием счетного материала. Ученики выкладывают на парте определенное количество треугольников, кругов, квадратов и т. д., а потом считают их по заданию учителя (один треугольник, два треугольника, три треугольника…). Необходимо выслушать ответы нескольких учеников. Положительным в данном задании является то, что спрашивая нескольких учеников, грамматически правильно оформленные фразы слышит весь класс.
3. Упражнение на согласование фразы с использованием числительного, прилагательного и существительного.
Упражнение удобно выполнять на счетном материале или карточках на магнитной доске. Ученику дается задание посчитать предметы, согласовывая число, цвет и название предмета (один желтый овал, пять красных квадратов, четыре зеленых трапеции…).
В дальнейшем ученикам дается словесная инструкция:
- Выложи пять желтых яблок, три зеленых квадрата, два синих круга…
Ученик выкладывает раздаточный материал на парте по заданию, а затем произносит фразу:
- Я положил (у меня) пять желтых яблок, три зеленых квадрата, два синих круга.
Инструкция усложняется постепенно.
4. Упражнение на согласование числительных.
5. Ученику предлагается прочитать математическое выражение «6+4» разными способами:
- к шести прибавить четыре;
- сложить числа четыре и шесть;
- найти сумму чисел четырех и шести.
Важно помнить, что в математической речи нет уменьшительно – ласкательных форм (кружочек, квадратик, треугольничек и т.д.). Данные упражнения можно использовать, как речевые пятиминутки на уроках математики.