+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Консультация для педагогов "Дисграфия. Дизорфография (причины, характерные ошибки, дифференциация)

Автор: Васютина Любовь Викторовна

Краткое описание работы
В статье даются понятия о дисграфии, дизорфографии и дислексии. Для удобства педагогов материал размещен в таблицах, в которых указывается вид того или иного нарушения, причины и характерные ошибки. Представлена также таблица по дифференциации дисграфических и дизорфографических ошибок. В конц предлагается памятка для педагогов с рекомендациями.

2

Синтаксическая

Школьник делает ошибки при расстановке знаков препинания, определении частей предложения, имеют место систематические синтаксические ошибки. Возникают трудности в самостоятельном составлении текста, высказывания.

По мнению лингвистов, все пунктуационные ошибки проявляются закономерно, в силу объективных и субъективных причин.К объективным причинам относят: непонимание школьником определённых пунктуационных норм к тому моменту, когда была проведена письменная работа; связанность с довольно сложной грамматикой; большое количество ограничений в употреблении различных знаков препинания в одинаковой синтаксической позиции; и шанс семантически по-разному членить коммуникативную единицу. А к субъективным причинам относят: абсолютно полное незнание школьником пунктуационных норм; не владение смысловым и синтаксическим разбором предложения; смешение разных условий выбора знаков, которые приводят к созданию школьником несуществующих правил  Все эти причины могут действовать, как совместно, так и порознь. Но большая часть пунктуационных ошибок появляются из-за взаимодействия этих причин.

3

Смешанная

При анализе письменных работ фиксируются частотные синтаксические и орфографические ошибки.

 

 

По количеству ошибок на одну работу дизорфография классифицируется по степени тяжести заболевания:

1.  Легкая степень. Школьник допускает не более 15 ошибок на одну работу. Большинство заданий выполняет на среднем и высоком уровне.

2. Средняя степень. Фиксируется средний уровень выполнения большинства заданий, в письменных работах допускается не более 30 ошибок.

3. Тяжелая степень. Уровень знаний находится на низшей ступени. Школьник допускает 50-80 орфографических и пунктуационных ошибок на одну работу.

Данная классификация помогает при организации коррекционной работы с младшими школьниками по эффективному устранению дизорфографии.

 

        Сравнение дисграфии и дизорфографии.

Общее у них то, что они представляют специфические нарушения процесса письма, а отличие в том, что каждое нарушение проявляется по-разному. Одно проявляется в нарушении фонетического принципа написания, а другое связано с трудностями морфологического и традиционного принципов правописания.

 

№п/п

Ошибки

Дизорфография

Дисграфия

1

Трудности в определении частей слова(морфологический анализ слова)

есть

нет

2

Трудности в подборе проверочных слов

есть

есть

3

Видит орфографическую задачу(трудное место в слове)

не видит

видит

4

Как слышит, так и пишет

да

нет

5

Пропуски, перестановки, вставка букв, слогов(например:Атобус-автобус,   сеговик-снеговик, сенеговик- снеговик) сенеговик- снеговик)

нет

да

6

Замена букв похожих по написанию(и-у,о-а, м-л,б-д и т.д. например : бабушка-дабушка)

нет

да

7

Зеркальное написание букв(например: Е-З,Ель-Зель)

нет

да

8

Замена букв, обозначающих сходные звуки(например: ф-в, б-п, г-к ит.д. вместо дуб- пишет дуп)

нет

да

9

Слитное написание предлогов с другими словами. (Например:Настоле.)

да

да

10

Раздельное написание приставки с корнем. (например: при шёл)

да

да

11

неумение определить границы предложения( например: первое слово с маленькой буквы, точки нет.)

нет

да

12

Несогласование слов в предложении. Нарушение грамматических связей между словами . (например: лежит красные мяч. Моя мяч.)

нет

да

13

Снижение уровня произвольности   внимания

да

да

14

Недостаточный словарь(низкий уровень развития речи)

да

да

15

Трудности в определении ударного слога

да

да

 

     При оценке письменных работ ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.