Конспект НОД в старшей группе "Знакомство со звуком [Ы]
Автор: Грибок Ольга Геннадьевна
Цель: 1. Цель: Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] изолированно, в слогах, в словах;
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с новым звуком [Ы] ;
- учить дифференцировать заданный звук на слух;
- усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;
- закрепить умение составлять предложения с заданным словом;
Развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое представление;
-развивать просодическую сторону речи (сила голоса, высота голоса)
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга;
- Формирование положительной установки на участие в НОД, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества
Коррекционные:
- уточнить артикуляцию при произношении звука Ы;
- совершенствовать силу голоса;
- преодолевать речевой негативизм.
Оборудование: Аудио запись (гудок парохода), цветовые символы звуков, игрушка кота, совы, предметные картинки на звук «Ы», игрушка кита, большие кубы для постройки парохода.
Ход:
1. Ребята вы любите путешествовать? Я приглашаю вас сегодня отправиться в небольшое путешествие на пароходе. Вы согласны?
Хочу познакомить вас с капитаном нашего парохода – котом Матроскиным (игрушка кота в тельняшке)
Скажите сколько звуков в слове «КОТ» вы услышали (3 звука). Назовите эти звуки по порядку (К- О- Т).
С какого звука начинается слово «КОТ» -со звука «К», Что вы знаете о звуке «К»? (он согласный) Как он звучит в слове «КОТ»?- твёрдо, обозначаем его синим кругом. Какой звук идёт после звука «К»? ( звук «О») звук «О»- гласный, обозначаем красным кругом, Какой звук следует за звуком «О»- (звук «Т»)-он согласный, твёрдый, обозначаем синим кругом.
2. Капитан предлагает команде пройти на пароход и занять места.
Итак: «Поднять якорь, полный вперёд!».
Пароход подаёт гудок: Ы-Ы-Ы-Ы-Ы… (прослушивание аудиозаписи)
Как гудел пароход? –попробуем повторить: ЫЫЫ…
Логопед предлагает детям подать сигнал парохода, если он плывет далеко от нас? (звук ы-ы-ы дети произносят тихо, если он проплывает рядом с нами? (звук Ы-Ы-Ы дети произносят громко).
Затем логопед предлагает девочкам сказать, как сигналит маленький пароход? А мальчикам – как большой пароход.
А как вы думаете, на какой звук похож сигнал парохода? (на звук Ы)
А с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?
Дети:
-Со звуком Ы.
Да, верно мы сегодня будем знакомиться со звуком «Ы». Давайте возьмём «бортовые» зеркала и произнесём звук «Ы» и проследим за губами, зубами и языком (губы в широкой улыбке, зубы чуть приоткрыты, язык напряжен и отодвинут немного назад). Обозначается он вот таким символом
Есть ли преграда при произнесении звука «Ы»? (преграды нет).
Звук «Ы» поётся и тянется.
Если звук Ы мы можем долго тянуть, петь, нам не мешает язык, зубы и губы – какой это звук? Звук «Ы» гласный звук.
- Каким символом обозначаем гласные звуки?
Дети:
-Гласные звуки обозначаются красным кружочком.
3. Ребята давайте поиграем, если вы услышите, как гудит пароход: «ЫЫЫ» – поднимите сигнал.
(перечисление А, Ы, У, Ы, И,, У, Ы, Э, О, Ы…)
4. Пока мы с вами играли, впереди по курсу мы приблизились к острову, где живёт Мудрая сова.
Давайте сойдём на этот остров: «Опустить якорь! Спустить трап»
А вот и сама сова. Давайте поздороваемся с совой (без ошибок повторите):
ПЫ-ПЫ-ТЫ (весело),
ПЫ-ТЫ-КЫ!? (вопросительно)
ЫП-ЫП-ЫК ??? (удивлённо)
ТЫ-ТЫ-КЫ (весело)
Сова предлагает нам поиграть:
И найти звук «Ы» в словах (по картинкам), а также, определить где находится звук «Ы» в слове (в начале, в середине, или конце)
– Звук Ы у нас особенный, его называют немного сердитым среди всех гласных звуков, слова не хотят его ставить в начало. Он никогда не бывает первым (в начале), всегда находится в середине, или в конце слова.
Проговаривание стих-я : «Мы услыхали от совы, что нету слов на наш звук «Ы».
5. Сова хочет подарить нам слова со звуком «Ы», чтобы мы рассказали о них ребятам в нашей группе. Мы сложим их вот в этот сундучок. Но чтобы они все поместились, давайте слова поделим на слоги. Деление слов (разными способами): ча-сы, ды-ня, сол-ныш-ко, я-го-ды, мыш-ка, ры-ба.
6. Кот ждёт нас в обратный путь и предлагает немного размяться:
Кот Матроскин потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в стороны развёл.
И как будто бы пошёл.
Туловищем повертел
И на место тихо сел.
Поспешим. Поднять якорь! Держать курс вперёд! Посмотрите, ребята, впереди проплывает огромный кит. Давайте придумаем предложения со словом КИТ.
Дети: придумывают предложения.
Давайте составим схему предложения
- Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения.
7.Итог. Вот мы и дома. Спускаем якорь. Опускаем трап.
Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нём узнали? Вам встретились какие-нибудь трудности в путешествии?