+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект НОД в старшей группе "Знакомство со звуком [Ы]

Автор: Грибок Ольга Геннадьевна

Цель: 1. Цель: Обучение различению и четкому произношению звука   [Ы] изолированно, в слогах, в словах; 

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с новым звуком [Ы] ;

- учить дифференцировать заданный звук на слух;

- усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;

   - закрепить умение составлять предложения с заданным  словом;

Развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое представление;

 -развивать просодическую сторону речи (сила голоса, высота голоса) 

   Воспитательные:

- воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга;

-  Формирование положительной установки на участие в  НОД, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества

 Коррекционные:

- уточнить артикуляцию при произношении звука Ы;

-  совершенствовать   силу голоса;

- преодолевать речевой негативизм.

Оборудование: Аудио запись (гудок парохода), цветовые символы звуков,   игрушка кота, совы, предметные картинки на звук «Ы», игрушка кита, большие кубы для постройки парохода.   

 Ход: 

1. Ребята вы любите путешествовать? Я приглашаю вас сегодня отправиться в небольшое путешествие на пароходе. Вы согласны? 

Хочу познакомить вас с капитаном нашего парохода –  котом Матроскиным (игрушка кота в тельняшке)

 Скажите сколько звуков в слове «КОТ» вы услышали (3 звука). Назовите  эти звуки по порядку (К- О- Т).

С какого звука начинается слово «КОТ» -со звука «К», Что вы знаете о звуке «К»? (он согласный) Как он звучит в слове «КОТ»?- твёрдо, обозначаем его синим кругом.  Какой звук идёт после звука «К»? ( звук «О») звук «О»- гласный, обозначаем красным кругом, Какой звук следует  за звуком «О»- (звук «Т»)-он согласный, твёрдый, обозначаем синим кругом.

 2. Капитан предлагает команде пройти на пароход и занять места.  

Итак: «Поднять якорь, полный вперёд!».

Пароход подаёт гудок: Ы-Ы-Ы-Ы-Ы… (прослушивание аудиозаписи)

Как гудел пароход? –попробуем повторить: ЫЫЫ…

 Логопед предлагает детям подать сигнал парохода, если он плывет далеко от нас? (звук ы-ы-ы дети произносят тихо, если он проплывает рядом с нами? (звук Ы-Ы-Ы дети произносят громко).

Затем логопед предлагает девочкам сказать, как сигналит маленький пароход? А мальчикам – как большой пароход.

А как вы думаете, на какой звук похож  сигнал парохода?  (на звук Ы)

 А с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

Дети:

-Со звуком Ы.

Да, верно мы сегодня будем знакомиться со звуком «Ы». Давайте возьмём  «бортовые» зеркала и   произнесём звук «Ы» и  проследим за губами, зубами и языком (губы в широкой улыбке, зубы чуть приоткрыты,  язык напряжен и  отодвинут немного назад). Обозначается он вот таким символом

 Есть ли преграда при произнесении звука «Ы»? (преграды нет). 

Звук «Ы» поётся и тянется.  

Если звук Ы мы можем долго тянуть, петь, нам не мешает язык, зубы и губы – какой это звук? Звук «Ы» гласный звук. 

- Каким символом обозначаем гласные звуки?

Дети:

-Гласные звуки обозначаются красным  кружочком.

 3. Ребята давайте поиграем, если вы услышите, как гудит пароход: «ЫЫЫ» – поднимите сигнал.  

(перечисление А, Ы, У, Ы, И,, У, Ы, Э, О, Ы…)

4. Пока мы с вами играли, впереди по курсу мы приблизились к острову, где живёт Мудрая сова.

Давайте сойдём на этот остров: «Опустить якорь! Спустить трап»

 А вот и сама сова. Давайте поздороваемся с совой (без ошибок повторите):

ПЫ-ПЫ-ТЫ (весело),

ПЫ-ТЫ-КЫ!? (вопросительно)

ЫП-ЫП-ЫК ??? (удивлённо)

ТЫ-ТЫ-КЫ (весело)

Сова предлагает нам поиграть:

И найти звук «Ы» в словах (по картинкам), а также, определить где находится звук «Ы» в слове (в начале, в середине, или конце)

 – Звук Ы у нас особенный, его называют немного сердитым среди всех гласных звуков, слова не хотят его ставить в начало. Он никогда не бывает первым (в начале), всегда находится в середине, или в конце слова.

Проговаривание стих-я : «Мы услыхали от совы, что нету слов на наш звук «Ы».

5. Сова хочет подарить нам слова со звуком «Ы», чтобы мы рассказали о них ребятам в нашей группе. Мы сложим их вот в этот сундучок. Но чтобы они все поместились, давайте слова поделим на слоги. Деление слов (разными способами): ча-сы, ды-ня, сол-ныш-ко, я-го-ды, мыш-ка, ры-ба.

 6.  Кот ждёт нас в обратный путь и предлагает немного размяться: 

Кот Матроскин потянулся-

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развёл.

И как будто бы пошёл.

Туловищем повертел 

И на место тихо сел.

 Поспешим. Поднять якорь! Держать курс вперёд! Посмотрите, ребята, впереди проплывает огромный кит. Давайте придумаем предложения со словом КИТ. 

Дети: придумывают  предложения.

 

Давайте составим схему предложения

- Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения.

7.Итог.   Вот мы и дома. Спускаем якорь. Опускаем трап. 

Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нём узнали? Вам встретились какие-нибудь трудности в путешествии?