Формирование первичных произносительных умений и навыков (игровые методы)
Автор: Максимова Ирина Анатольевна
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического взаимодействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах и фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идёт последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удаётся произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того де материала утомляет ребёнка. Если же ребёнок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к таким занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребёнок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка, и помощь родителей - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие занятия, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка? Логопеды-практики часто задаются этим вопросом. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Игровые методы, такие как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
-пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активностью работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая из подчиняться правилам игры;
- увеличить объём коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Предлагаемые игровые моменты по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений ведется работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (3-3-3 - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное мышление.
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же следующих игровых приёмов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Раз-шажок, два-другой
Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед перелагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.
Ступеньки
В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
Пальчики здороваются
Ребенок большим пальцем — поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.
Прокати мяч
Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч их одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.
Маленькие ножки бежали по дорожке
Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы — это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребёнок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.
Ромашка
В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимо согласную букву (р, л, з, ж, ш ит.д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и тд. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.