+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Формирование функционального базиса письма старших дошкольников

Автор: Смольянинова Светлана Викторовна , Умеренко Ольга Александровна, Караблина Татьяна Сергеевна, Хисматулина Светлана Артуровна, Леер Мария Игоревна

ПЛАН СЕМИНАРА

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

1.      Понятие «Функциональный базис письма» 

2.      Организационно-содержательный аспект работы по формированию функционального базиса письма у дошкольников:

- Работа над формированием навыков символизации, кодирования устной речи

- Моторное (кинетическое) программирование  движений

- Формирование зрительного- пространственного восприятия и зрительной памяти

- Сформированность общего поведения – регуляции, саморегуляции

 

 

 

Понятие «Функциональный базис письма»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставится вопрос о формировании предпосылок учебной деятельности, в том числе предпосылок формирования навыка письма. Так, образовательная область «Речевое развитие» включает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Вопросы предупреждения нарушений письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи освящаются в работах А.Е. Алексеевой, Н.В. Новоторцевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б Филичевой, Г.В. Чиркиной и др., авторов, в которых представлено формирование речевых предпосылок (представления детей о звуко-буквенном и слоговом составе слов, грамматических отношениях слов в структуре предложения и др). Проблеме формирования неречевых процессов у детей с общим недоразвитием речи посвящены исследования Р.Е.Левиной, М.Н. Русецкой, Г.В. Чиркиной и др. Развитие предпосылок, определяющих готовность к овладению навыками письма, у дошкольников с нарушением речи детерминируется не только степенью речевого недоразвития, но и состоянием когнитивных процессов.  Все эти компоненты А.Н. Корнев объединил в общее понятие «функциональный базис письма». Предпосылки функционального базиса письма развиваются и формируются к 5 – 6 годам.

            С точки зрения Любови Семёновны Цветковой (ученица А.Р. Лурии, до 2016 года являлась ведущим нейропсихологом, афазиологом, реабилитологом страны) существует пять психологических предпосылок формирования письма как вида деятельности:

1.Сформированность (сохранность) устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности;

2.Формирование (сохранность) разных видов восприятия и их взаимодействия;

3. Сформированность двигательной сферы;

4. Формирование у детей абстрактных способов деятельности;

5. Сформированность общего поведения–регуляции, саморегуляции

            Коррекционно-педагогическая работа по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с ОНР включает два этапа:

1 этап – формирование невербального компонента функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2 этап – формирование вербального компонента функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работа по формированию вербального компонента функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи включается в содержание подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий в соответствии с лексическими темами и направлены на решение следующих задач:

- формировать произносительные навыки;

- развивать фонематический слух;

- формировать морфологические и синтаксические обобщения;

- обеспечить достаточный объём лингвистических навыков.

Функциональный базис письма представляет собой многоуровневую систему, в структуру которой необходимо включать не только сформированность собственно языковых компонентов речи, но и формирование невербального компонента. Эти успешно занимаются педагоги-дошкольники. Но! Очень важно чётко структурировать материал и соблюдать последовательность его подачи. Сегодня мы постараемся реализовать эту задачу.

Итогом нашей совместной с коллегами работы создан банк заданий и игровых упражнений в соответствии с лексическими темами и выделенными направлениями каждого этапа.

 

"Формированием навыков символизации, кодирование устной речи".

Л. С. Выготский писал, что развитие письменной речи, подготовка к ней начинается задолго до обучения ребенка письму в школе. Дело в том, что у детей имеется своеобразная стадия предметного письма: когда дети начинают рисовать, это уже есть подготовка к письму, так же, как и жест – это письмо в воздухе, который позже в процессе развития превращается в письменный знак. На основе развития рисования, осознание и толкование нарисованного у ребенка возникает понимание, что можно рисовать не только предметы, но и речь. Собственно, письменная речь, по Л. С. Выготскому, развивается путем перехода от рисования вещей к рисованию речи. Овладение письменной речью означает усвоение особой и сложной символической системы знаков. Поэтому письмо является продуктом длительного развития высших психических функций, личности и поведения ребенка.

Формирование навыков к символизации происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. В процессе решаются следующие дидактические задачи:

· Знакомить с графическим способом представления информации;

· Развивать умения дешифровки;

· Формировать навык самостоятельного моделирования.

Развитие способности к символизации состоит из следующих этапов:

· Усвоение и анализ сенсорного материала;

 Перевод его на знаково-символический язык;

· Работа с моделью

Как и все другие виды способностей, символические способности развиваются с возрастом.

Первый этап - это младший дошкольный возраст. Осуществляется лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Основное средство познания - сенсорные эталоны.

Второй этап - ребенок начинает выделять наглядные структуры. С 4 лет решающую роль начинают играть наглядные модели, которые передают строение объектов и отношение между ними. В это время именно модельные представления могут нести символическую нагрузку.

Третий этап - старший дошкольный возраст. Начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение символов в решение интеллектуальных задач. Дети овладевают способностью к построению символической модели по ситуации и по собственному замыслу. К концу дошкольного возраста особую роль начинает играть словесное опосредствование. Здесь за словом, его значением для ребенка начинает выступать не только предмет, но и некоторая идея, носителем которой может быть данный предмет. Таким образом слово, его значение, начинают приобретать символическую нагрузку, в качестве символа выступает фиксированное в слове скрытое свойство объекта.

Для формирования навыков символизации, кодирование устной речи используется мнемотехника.

Мнемотехника - это система "внутреннего письма" посредством зрительных образов. Исторически мнемотехника возникла раньше, чем письменность. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. 

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и таким образом весь текст зарисовывается схематично.

Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают выстраивать связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа, текста.

Итак, чтобы ребенок освоил навыки письма, ему нужно научиться кодировать устную речь. А мнемотехника развивает умение перекодировать и моделировать информацию, и таким образом помогает ребенку в освоении этих навыков.

 

Моторное планирование.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования. Процесс звукопроизношения и овладения письмом требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения до тех пор, пока произнесение  звуков, а в дальнейшем овладение ребенком письмом  не станет навыком. Моторное планирование – это формирование новой цепочки движений или действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности.

Существует 3 вида планирования:

1. Моторное планирование для общей моторики и мелкой моторики

2. Моторное планирование для артикуляционной моторики

3. Моторное планирование для письма

Например, ребёнок учиться собирать пирамидку –это МП, как только он научился –это стало навыком. Во время моторного планирования работает кора головного мозга, но как только новое действие закрепилось оно переходит на подкорку  головного мозга. Еще один пример - вы решили выучить новый танец, вначале вы выполняете новое движение медленно и многократно, пока не заучите его, а через время вы будете танцевать автоматически, не думая о движениях, то же самое происходит когда ребенок овладевает навыком письма. Именно поэтому для развития моторного планирования в каждое занятие  нужно включать упражнения с непривычными движениями, где ребёнок каждый раз будет выстраивать в голове новую программу действий. 

Предлагаю посмотреть какие задания можно использовать:

1 этап – выполнение последовательных движений (шагай  – присядь – хлопни)

2 этап – смена ног (шагай правой ногой  – руки вверх - руки в стороны  - шагай левой ногой)

3 этап - переключение между левой и правой стороной (шагай  –наклонись вправо - присядь –наклонись влево- шагай )

4 этап - перекрестные движения (шагай – положи правую руку на живот –шагай другой ногой- положи левую руку на голову)

5 этап - перекрёстные движения с предметами (шагай –переложи спереди-переложи сзади-шагай другой ногой)

Для заданий по развитию мелкой моторики, можно использовать:

-сортировку,но не пальчиками,а пинцетами,ложками,либо другими предметами;

-использование двух рук одновременно;

-использование не ведущей руки;

-двигательные упражнения по показу, а не заученные;

-замена привычных движений на новые;

-любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Таким образом, уровень сформированности моторного планирования у детей является одним из важнейших условий необходимых для развития письменной речи, при недостаточной сформированности моторного планирования  могут возникнуть проблемы при овладении навыком письма у детей.

 

Формирование зрительно – пространственного восприятия

и зрительной памяти

В современных условиях развития средств мультимедиа возрастает роль зрительного восприятия в переработке информации, важным компонентом которой является чтение и письмо.

Письменная речь начинается со зрительного восприятия букв, слогов, слов. Правильность чтения и письма во многом зависит от полноценности зрительного восприятия.

Зрительные функции, обеспечивающие в дальнейшем операции чтения и письма, формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде, но этот процесс носит спонтанный, неорганизованный характер. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. По мере обогащения своего опыта ребенок вырабатывает индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами.

В дошкольном периоде возможные индивидуальные различия в уровнях сформированности зрительного восприятия могут быть не заметны для окружающих в повседневной жизни ребенка. Лишь с началом обучения в школе, когда ребенок, как правило сталкивается с достаточно жесткими требованиями, индивидуальные особенности зрительного восприятия (трудности различения оптически близких признаков, недостаточная точность и объем восприятия и др.) у некоторых детей могут стать серьезным препятствием для успешного усвоения письменной речи.

Для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных представлений, которые включают в себя не только определение формы, величины, местоположения, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтения.

Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления к концу дошкольного возраста являются одной из причин, вызывающих затруднения при освоении чтения, письма, и в овладении математическими операциями. 

Какие этапы проходит ребёнок при формировании зрительно - пространственного восприятия?

Ø  предмет воспринимается в целом;

Ø  вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.);

Ø  обозначаются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева);

Ø  выделение более мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к их основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов. С её помощью мы запоминаем лица людей, ориентируемся на местности и распознаем предметы. Зрительная память поможет и в рисовании, и в письменной речи – ребенок станет лучше ориентироваться в тексте, не будет допускать ошибок в школьных заданиях.

От того, насколько хорошо развито умение запоминать у ребенка, напрямую зависит его успеваемость в учебе. Детям, которые хуже воспринимают информацию, приходится сложнее, чем их сверстникам, ведь они тратят больше времени на выполнение упражнений в классе и подготовку домашнего задания.

Важно понимать, что наивысшим результатом развития зрительной памяти является возможность мгновенно запоминать увиденное до самых мельчайших подробностей, как-бы фотографировать и сохранять увиденное в недрах собственного разума.

Задачи коррекционно – развивающей работы по формированию зрительно – пространственного восприятия и зрительной памяти:

1)      формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;

2)      расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;

3)      формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;

4)