Методика диагностики диспраксии у старших дошкольников с дизартрией
Автор: Калиновская Ольга Владимировна
К методике диагностики диспраксии у старших дошкольников с ОНР
Рассмотрим методику диагностики уровня сформированности артикуляционного праксиса и праксиса руки у старших дошкольников с ОНР, которая состоит из 2 блоков:
1. 1 блок, целью которого является исследование уровня сформированности орального и артикуляционного праксиса у дошкольников:
- исследовать кинестетический оральный праксис;
- исследовать кинетический оральный праксис;
- исследовать кинестетический артикуляционный праксис;
- исследовать кинетический артикуляционный праксис;
2. 2 блок, целью которого является исследование уровня сформированности праксиса руки:
- исследовать кинестетическую основу движений руки;
- исследовать кинетическую основу движений руки.
В основу методики положена методика диагностики нарушений моторного развития Е.Ф. Архиповой, а также задания, предложенные Л.В. Лопатиной и Г.В. Дедюхиной.
1 блок - исследование уровня сформированности орального и артикуляционного праксиса
1. Обследование кинестетического орального праксиса
В процессе оценки сформированности кинестетической основы оральных движений предлагаются статические упражнения, направленные на уточнение положения органов артикуляции, а именно: языка, губ, нижней челюсти с опорой на собственные ощущения от принятых поз.
Ребенку предлагается выполнить то или иное задание, принять заданную позу по словесной инструкции, не используя зеркало, с опорой на ее описание, на кинестетические ощущения от руки и на показ.
1) Оральный праксис по словесной инструкции
1. Инструкция: Улыбнись. В каком положении твои губы? Они растянуты в стороны или вытянуты вперед?
2. Инструкция: Подними язык за верхние зубы. Где находится твой язык? Он поднят или опущен?
2) Оральный праксис поз по зрительному образцу
Инструкция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагаются следующие упражнения органами артикуляции, которые он должен воспроизвести.
- "Улыбка": растянуть губы в улыбке;
- "Парус": поднять язык за верхние зубы;
- "Окошко": открыть широко рот, опустив нижнюю челюсть.
2. Обследование кинетического орального праксиса
При исследовании кинетической основы оральных движений основное внимание уделяется выполнению динамических упражнений, требующих достаточной силы, точности, способности переключаться с одного движения на последующее.
Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить упражнение, удерживая органы ротовой полости в нужном положении 5 секунд. Инструкция: Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:
1. "Забор"-"Трубочка": растяни губы в улыбке, затем вытяни их вперёд.
2. "Мост" -"Парус": рот открой, широкий плоский язык удерживай на дне полости рта, упираясь кончиком языка в нижние резцы, а затем подними широкий язык к верхним резцам за альвеолы.
Оценивается:
- точность выполнения движений;
- длительность удержания артикуляционной позы;
- симметричность;
- наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.
3. Обследование кинестетического артикуляционного праксиса
Для изучения сформированности кинестетической основы артикуляционных движений у детей предлагаются специальные статические упражнения, направленные на уточнение положения артикуляционных органов при произнесении конкретных звуков, воспроизведении их укладов.
Ребенку предлагается выполнить задание по словесной инструкции, не используя зеркало.
1. Инструкция: Произнеси [си] - [су] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?
2. Инструкция: Произнеси последовательно звуки [и], [д] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?
4. Обследование кинетического артикуляционного праксиса
В процессе изучения кинетической основы артикуляционных движений предъявляются специальные динамические упражнения, направленные на исследование подвижности органов артикуляционного аппарата, силы, точности движений, умения переключаться с артикуляции одного звука на последующую.
Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Предлагается отраженно за логопедом выполнить упражнение, удерживая органы артикуляции в нужном положении 5секунд.
1. Инструкция: растяни губы в улыбке и протяни [и], затем раскрой рот широко, протянув звук [а].
2. Инструкция: растяни губы в улыбке и протяни звук [и], затем губы вытяни вперед и тяни звук [у].
2 блок - исследование уровня сформированности праксиса руки
1. Обследование кинестетической основы движений руки
В процессе оценки сформированности кинестетической основы движений руки детям предлагаются статические упражнения, направленные на уточнение, нахождение, принятие позы пальцами, рукой и ее удержание.
Предлагается выполнить то или иное задание, принять заданную позу по словесной инструкции, не используя зеркало, с опорой на ее описание, на кинестетические ощущения от руки и на показ.
1) Праксис по словесной инструкции
1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».
2. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».
2) Праксис поз по зрительному образцу
Инструкция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагаются следующие позы пальцев, которые он должен воспроизвести.
- "Кольцо": соединить большой и указательный пальцы в кольцо, другие вытянуть наверх;
- "Сделай зайчика": вытянуть вверх указательный и средний пальцы.
- "Сделай козу рогатую": вытяни второй и пятый пальцы вперед.
2. Обследование кинетической основы движений руки
В процессе изучения кинетической основы движений руки предъявляются специальные динамические упражнения, направленные на исследование подвижности пальцев и руки, точности движений, умения переключаться с одной позы на другую.
Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить упражнение, удерживая позу в нужном положении 5секунд.
1. Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам.
2. Инструкция: «Делай, как я» (проба «Кулак - ребро - ладонь»).
Данная методика позволяет качественно исследовать оральный и артикуляционный праксис и праксис руки у детей старшего дошкольного возраста, выявить состояние кинестетических ощущений при выполнении различных артикуляционных упражнений, при произнесении звуков, при принятии поз руками, а также оценить качество выполнения упражнений, способности к переключению.