Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями в осуществлении логопедической работы с детьми с нарушениями речи
Автор: Немцева Людмила Владимировна
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями в осуществлении логопедической работы с детьми с нарушениями речи
Немцева Людмила Владимировна
Учитель-логопед МАОУ СОШ №21 г. Челябинска
В практике коррекционной работы с детьми, имеющих нарушения речи одним из основных принципов работы является принцип комплексности, предполагающий тесное взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса: учителя начальных классов, педагог-психолога, учителя-логопеда и, в том, числе и родителей.
Таким образом, педагоги и родители должны быть равноправными и равноответственными участниками коррекционно-образовательного процесса. В дошкольной логопедической практике сложилась стабильная система работы с родителями. Но при поступлении детей в школу нередко родители самопроизвольно отстраняются от работы, не только потому, что не могут найти свободного времени, но и потому, что не владеют необходимыми знаниями и умениями. А там, где родители не являются активными помощниками педагога, не следует ожидать высоких результатов коррекционного воздействия. Поэтому, так важна преемственность в работе логопеда и родителей!
К активному взаимодействию и сотрудничеству меня подтолкнули сами родители первоклассников, у которых было много вопросов, и которым нужна была постоянная помощь для решения проблем речевого развития ребенка. В связи с этим актуальным стал поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия с родителями. Такой формой взаимодействия стал Родительский клуб, организованный на базе нашей школы. Родительский клуб – форма работы, позволяющая установит эффективное и целенаправленное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Целью работы Клуба является предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя- логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Задачами деятельности Клуба являются:
¾ налаживание конструктивного взаимодействия с семьями обучающихся с речевыми нарушениями;
¾ оказание помощи родителям в овладении навыками закрепления отработанных на логопедических занятиях речевых навыков у детей дома, в повседневной жизни;
¾ содействие личностному развитию детей с нарушениями речи посредством активизации интереса родителей к вопросам речевого развития их детей.
Новизна этих отношений определяется понятиями: мотивация, сотрудничество, взаимодействие.
Условно, в работе Родительского клуба можно выделить два основных этапа.
Основной моей задачей на первых этапах работы с родителями является стимулирование мотивационного отношения родителей к коррекционной логопедической работе с их детьми. А для этого необходимо сначала определить уровень готовности родителей к сотрудничеству. Было проведено анкетирование, по его результатам было выделено три группы родителей.
Высокий уровень мотивации имеют 23% (6 человек) родителей, которые адекватно воспринимают состояние ребёнка, готовы к сотрудничеству, понимают важность и необходимость участия в коррекционно-развивающей работе.
Большинство родителей 65,5% (17 человек) адекватно воспринимают состояние ребенка, эти родители не считают обязательным и полным своё содействие в процессе преодоления нарушений, приводят ряд оправдательных аргументов – отсутствие возможности в помощи, либо незнание как помочь. У этих родителей выявлен средний уровень мотивации.
У 11, 5 % (3 человека) родителей с низким уровнем мотивации. У них отсутствует стремление участвовать в коррекционном логопедическом процессе, они не понимают специфику логопедической работы, они видят дефект поверхностно, обращая внимание лишь на произносительную сторону речи.
Итак, мы определили уровни родительской мотивации, степень их готовности к сотрудничеству с логопедом. Мы с удивлением обнаружили, что 88,5% родителей адекватно воспринимают состояние своего ребенка! Но при этом, 77% родителей не готовы сотрудничать с логопедом в решении речевых проблем своего ребенка!
Поэтому, на втором этапе задачей Родительского клуба является повышение родительской компетентности в вопросах коррекции устной и письменной речи ребенка, принятие позиции «активного родителя». Повышая педагогическую культуру родителей, я хотела сделала акцент на обучении родителей практическим приёмам работы. Считаю, разъяснение логопедом специальных знаний по логопедии среди родителей является важной задачей, но, более важным является обучение родителей практическим навыкам использования специальных логопедических знаний, которые они могут применить дома на занятиях с детьми.
Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями работы логопеда является посещение занятий. Во время занятий показываю логопедические методы и приемы работы, даю консультации по конкретным приемам работы.
В рамках работы Родительского клуба проводятся такие активные формы, как семинар - практикум, игротренинг. Тематика проведения разнообразна и соответствует потребностям родителей: «артикуляционный тренинг», игротренинг «Полезные игры по дороге в школу и дома», «логопедическая игротека», индивидуальные и подгрупповые мастер-классы, где родители имеют возможность получить новую для себя информацию, попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Логопедическая библиотека игр и упражнений помогает родителям не только разучить различные игры и игровые упражнения по коррекции речи и перенести их в домашние условия, но и лучше узнать своего ребенка, научиться эффективно взаимодействовать с ним.
Так, постепенно родители начинают активно участвовать в коррекционном процессе.
Анкетирование родителей, беседы, наблюдения, учёт участия родителей в заседаниях Родительского клуба доказывают, что родители не только начинают понимать необходимость участия в образовательном пространстве, но и становятся активными участниками коррекционной логопедической работы.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. У детей и родителей повысилось положительное отношение к логопедическим занятиям. Родители начинают интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
Выполнение в домашних условиях артикуляционной гимнастики и речевых упражнений сокращает время закрепления отработанных на логопедических занятиях речевых навыков, в том числе сокращает и продолжительность автоматизации звуков, что является для родителей одним из главных показателей эффективности работы учителя-логопеда. Кроме того, родители отмечают, что совместные занятия улучшают их взаимоотношения с ребенком. А самым главным результатом содружества родителей и логопеда становится коррекция у школьников нарушения в развитии устной и письменной речи, преодоление трудностей в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Таким образом, мой практический опыт работы в МАОУ СОШ №21 позволяет сделать вывод о том, что сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным. Принимая участие в Родительском клубе родители в полной мере могут реализоваться как полноправные участники образовательного процесса, но им нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка.
Родительский клуб - это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по коррекции речевых проблем детей.
Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят, так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Таким образом, данная форма работы с родителями позволяет получить не только заинтересованного и участвующего в жизни школы родителя, но и полноценного, педагогически компетентного в вопросах воспитания и развития детей с речевыми нарушениями, участника образовательного процесса.