Последовательность в профилактической работе по устранению оптических нарушений в устной и письменной речи
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Основные этапы профилактической и коррекционной работы по устранению и профилактике оптических ошибок в устной и письменной речи.
Ошибки, которые наблюдаются при оптических нарушениях в устной и письменной речи, характеризуются трудностью в усвоении букв, замены, смешения букв, в процессе чтения и письма. Главной проблематикой в оптических нарушениях чтения и письма, является трудность в усвоении оптического, пространственного анализа, недоразвитие процесса восприятия формы, цвета, времени, а также процессов памяти, как правило, зрительной. Поэтому целесообразно строить коррекционно-развивающую работу, направленную на устранение данного нарушения, придерживаясь следующей последовательности:
1. Формирование процессов зрительного восприятия (форма, величина, цвет предмета);
2. Развитие зрительной памяти;
3. Формирование зрительно – пространственных представлений;
Рассмотрим примерную специфику подачи коррекционного материала.
В процессе формирования процесса восприятия формы, цвета, величины предмета рекомендуется применять следующие задания (чаще данный вид работы начинается в дошкольном возрасте):
1. Развитие номинативного словаря, а именно, называние и чёткое проговаривание слов, в соответствии с лексической темой. Каждая тема должна содержать не менее десяти наименований предметов, конечно, подача данных понятий может осуществляться постепенно, в зависимости от уровня развития ребенка.
2. Определение предмета по контуру или по тени. Данное задание применяется сначала тоже в рамках определенной лексической темы. Сначала ребенка учат узнавать контур предмета, затем знакомят с понятием тени предмета и только после этого идет наложение предмета на контур. Далее можно дифференцировать предметы и тени в рамках двух или трех лексических тем.
3. Выделение перечеркнутых предметов. Данное упражнение является подготовительным перед заданиями по типу «зашумленных картинок», разница состоит в том, что в данном варианте мы работаем с одним перечеркнутым предметом. Их количество может увеличиваться, но задача ребенка - узнать один «зашумленный» предмет.
4. Узнавание и выделение контурных предметов, наложенных друг на друга («зашумленные картинки»). Как правило, после проведения предварительной работы данное упражнение очень нравится детям, и они выполняют его с удовольствием.
Хочется еще раз отметить, что предложенный материал должен усложняться постепенно и в рамках одной лексической темы.
Процесс формирования восприятия, в идеале, осуществляется в дошкольном возрасте и в этом случае коррекционная работа строится с демонстративным и раздаточным материалом, предложенных в виде картинок. Но нередко встречаются случаи, когда данная работа осуществляется с детьми младшего школьного возраста, и в этом случае речевой материал по развитию зрительно-пространственного гнозиса строится на учебном материале (используются буквы и цифры).
Рассмотрим примерные задания, используемые в работе с детьми младшего школьного возраста:
1. Нахождение определенной буквы среди ряда других букв (сначала после длительной демонстрации, а затем после кратковременного показа).
2. Соотнесение одних и тех же букв, но выполненных разными шрифтами (печатным и рукописным). В данном варианте лучше использовать раздаточный материл, а не демонстрационный.
3. Называние или написание букв, перечеркнутыми дополнительными линиями. Важно, на начальном этапе предъявлять ребенку хорошо знакомые ему буквы.
4. Определение и исправление букв, написанных или напечатанных в неправильном положении. Сначала ребенок может выполнить это задание на черновике, так как с первого раза правильный образ буквы может не получится, а только затем красиво написать в тетради.
5. Дописывание недостающих элементов букв.
6. Узнавание и выделение букв, наложенных друг на друга, задание по типу «зашумленные картинки», используемое на учебном материале.
При коррекционно-развивающей работе по профилактике и устранению оптического нарушения процессов чтения и письма, детям предлагаются варианты заданий в различных: зрительных (цвет), геометрических (форма), тактильных (материал), размерных (величина), пространственных (изображение на бумаге и предмет) решениях.
Процесс развития зрительной памяти, также предполагает использование определенной последовательности в коррекционной работе. Необходимо уделить особое внимании развитию зрительных процессов узнавания, воспроизведения, запоминания, так они являются фундаментом слухоречевой памяти, которая обеспечивает усвоение школьного материала.
С целью развития процессов зрительной памяти можно использовать следующие виды логопедических упражнений:
1. Упражнение «Нет чего?». На столе (парте) выкладывается несколько игрушек или букв (на начальном этапе 4-5), дети или ученики должны их запомнить, затем учитель-логопед убирает поочередно по одной, а дети угадывают, какой картинки (карточки) не стало.
2. Упражнение «Запомни нужные картинки». Дети (учащиеся) запоминают 4-5 картинок (букв), затем выбирают их среди других 7-10 картинок.
3. Упражнение «Что изменилось?». Учитель-логопед демонстрирует 4-5 картинок с изображением предметов или букв, дети (ученики) запоминают последовательность их расположения. Логопед меняет первоначальную последовательность, а дети угадывают, что изменилось. Усложнением данного упражнения является вариант последовательного выкладывания первоначального образца.
Наиболее часто встречаемые ошибки при оптических нарушения чтения и письма являются смешение букв, которые состоят из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве. Поэтому при профилактической и коррекционной работе с данным видом нарушения должное внимание необходимо уделять формированию пространственных представлений и их речевому обозначению.
В процессе формирования пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза необходимо соблюдать последовательность возникновения пространственных представлений в онтогенезе. Ориентировка в пространстве состоит из двух видов пространственного восприятия, которые тесно связанны между собой:
1. Ориентировка ребенка в собственном теле, различение правых и левых его частей.
2. Ориентировка в окружающем пространстве.
Исходя из вышеуказанной последовательности формирования зрительно-пространственного гнозиса рекомендуется в профилактической и коррекционной работе использовать следующие виды заданий.
1. Называние и показ ребенком, какой рукой нужно есть, писать, рисовать. В случае затруднений учитель-логопед может дать ответ, затем попросить ребенка повторить.
2. Различение правой и левой рук. Также при затруднении логопед дает правильный образец (показ), а затем просит повторить ученика.
Только после проведения предварительной работы по различению и речевому обозначению правой и левой рук можно начинать дифференциацию других частей тела. Усложнением будет являться упражнения: покажи левой рукой правый глаз, правой рукой левое ухо и т. д. Важно помнить, когда учитель-логопед стоит лицом к классу, все демонстрируемые действия совершаются в «зеркальном отражении».
Придерживаясь предлагаемой последовательности в профилактической и коррекционно-развивающей работе по устранению оптических нарушений в устной письменной речи, можно оказать своевременную помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста.