Развитие словесно-логического мышления у детей с ОНР
Автор: Локтева Ольга Станиславовна
Словесно-логическое мышление – одно из видов мышления, которое характеризуется использованием суждений умозаключений, на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Нарушение речемыслительной деятельности приводит к тому, что дети с трудом справляются с учебными предметами в школе.
Опыт работы показывает, что чем раньше начать стимулировать и развивать словесно-логическое мышление, тем более высоким окажется уровень развития познавательной деятельности ребенка.
Какие методы и приемы я использую в своей работе:
Загадка – как средство обучения и развития
Неоценимую роль в развитии словесно-логического мышления детей занимают загадки. Как говорил К.Д. Ушинский: «Они доставляют уму ребенка полезные упражнения». Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.
В то же время, отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребенок осознает и другие: действует механизм («идут часы»), льет дождь («идет дождь»).
Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте (Часы).
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет, и ни куда я не пойду, покуда он идет (Дождь).
Таким образом, под влиянием загадок и ребенка складывается привычка рассматривать слово, как живое и многогранное речевое средство, а также успешно развиваются его мыслительные способности.
Загадки позволяют мне не только развивать логическое мышление детей, но и формировать речь – доказательство и речь – описание.
Уметь доказывать – это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
При отгадывании загадок, содержание которых можно трактовать по-разному я особенно приветствую самостоятельность и оригинальность мышления. В таких случаях я не добиваюсь от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркиваю возможность получения разных ответов.
Например, такая загадка: «Что вниз вершиной растет?» имеет традиционную отгадку – сосулька. Дети же дают разные ответы: и сосулька, и морковь, и репа, и коса у девочки.
Загадку «Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу?» дети отгадывают так: медведь, волк, лиса, собака - и мотивируют: «Они ходят в шубе и зимой и летом». Доказательство отгадок вызывает у детей интерес, формирует мышление и речь ребенка.
Неоценимую роль в развитии словесно-логического мышления играет загадка-описание. Она заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. К такой загадке можно обращаться при обучении ребенка умению кратко и образно выражать свои наблюдения при описании игрушек, картинок, предметов. При этом, загадка может служить образцом описательной характеристики. Первые детские загадки-описания это – простое перечисление признаков предмета. Например, «Относится к посуде, круглая, мелкая, ставят на стол» (Тарелка).
Сначала идет рассматривание картинок или предметов. Дети выделяют признаки, называют их, сравнивают одни предметы с другими, устанавливают связи между ними. Затем, как обобщение сказанного, загадывают загадки об этих предметах.
Подобная работа проводится при рассматривании овощей, фруктов, предметов домашнего обихода, одежды, игрушек, и картинок, из обращающих транспорт, домашних и диких животных. Например, на занятии в старшей группе дети, рассматривая фрукты и овощи, называют их цвет, форму, вкус, запах, где растут, в каком виде их едят. При этом они применяют различные приемы обследования предметов: глядят, нюхают, надавливают, разрезают, разламывают, пробуют на вкус. В результате активизируется словарь, обозначающий признаки предметов: яблоко на вид круглое, красное, румяное, если его погладить – гладкое, понюхать – душистое, ароматное, попробовать на вкус – сочное, сладкое, спелое. Затем можно предложить описать предмет, сравнивая его с другими: на что похоже яблоко? Дети находят свои сравнения: «Яблоко похоже на мяч, на шар, на круглый фонарик». Вслед за этим, дети описывают овощи и фрукты, загадывая о них загадки. Следует отметить, что используя в качестве развития словесно-логического мышления мы помогаем ребенку овладеть еще и образной системой языка.
В своей работе по развитию словесно-логического мышления я широко использую картины с проблемным сюжетом. Серия таких картин выпущена под редакцией Т.А. Ткаченко, часть картин подобраны мной. Сюжет одной картины может разбираться параллельно логопедом и воспитателем на протяжении нескольких занятий. Данные картины побуждают ребенка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов. Работа над каждой картиной ведется мной по нескольким направлениям:
1. Анализируем, рассуждаем.
2. Пополняем запас знаний.
3. Фантазируем, сочиняем.
4. Слушаем и пересказываем.
5. Сочиняем в рифму или учим шутливые стихию
6. Составляем рассказ по опорным словам или вопросам.
Первые три направления в работе я предлагаю осуществить воспитателю. Оставшиеся три выполняю сама. Проводимая в такой взаимосвязи работа очень эффективна, она способствует пополнению словарного запаса детей, совершенствует грамматическое оформление речи, развивает речемыслительные навыки и связную речь.
Следующий вид работы, который я широко использую при формировании словесно-логического мышления – это придумывание логического конца той или иной истории. Эта работа может проводиться с использованием сюжетной картинки (на начальном этапе) и без нее в дальнейшем. Например, работа по картинке «Щенок».
1. Даю для рассматривания следующую картинку.
2. Зачитываю начало рассказа: «Это роща. В рощу прибежал щенок. Он жалобно пищал. Щенок потерял маму…»
3. Даю задание придумать веселый конец рассказа о щенке. (Задание может быть дано на дом).
Изучив соответствующую литературу по развитию словесно-логического мышления я разработала перспективный план по развитию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР, в который включены различные игры и упражнения на развитие мышления. Приведу несколько примеров таких игр:
→ «Логический поезд» (дидактическая игра)
Игра состоит из 86 карточек с изображением вагончиков, из которых нужно составить поезд. Вагончики должны крепко держаться друг за друга. Но так как это необычный поезд, а логический, то нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками. Например, первый вагончик – сапоги, значит за ним можно поставить тучку (сапоги надевают, когда из тучки идет дождь) или мяч (сапоги и мяч резиновые)
→ «Что нарисовано» (дидактическая игра)
Игра состоит из 7 больших карт с сюжетными картинами и 36 маленьких карточек с загадками. Игру проводит взрослый. Он зачитывает загадку. Тот кто первым ее отгадает и покажет отгадку на большой карте получает фишку.
→ «Четвертый лишний» (дидактическая игра)
Ребенку дается 4 картинки. Три из них можно объединить по одному существенному признаку. Ребенок должен назвать «лишнюю картинку», назвать ее отличительный признак и охарактеризовать одним словом три оставшихся предмета.
→ «Игры – добавлялки» (речевая игра)
Целью таких игр является развитие фонематического слуха, чувства рифмы, подбор слова, подходящего по рифме и смыслу.
Я хотел устроить бал,
Я гостей к себе…
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости…
Я ждал пока хватало сил,
Потом кусочек…
Потом подвинул стул и сел
И пирог в минуту…
Когда же гости подошли,
То даже крошек…
→ «Отгадай и назови» (речевая игра)
Проводится в форме соревнования. Ведущий называет слово по его значению. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.
1. Место, где приготавливают и продают лекарства (Аптека).
2. Сильная метель, снежная буря (Вьюга).
3. Часть суток от конца дня до начала ночи (Вечер).
4. Загородный дом для летнего отдыха (Дача).
5. Детеныш собаки (Щенок).
6. Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (Варенье).
7. Лиственное дерево с белой корой (Береза).
На занятиях по обучению грамоте я часто использую ребусы, кроссворды, шарады. Детям очень нравятся эти виды работы.