Отличие дислексии от других нарушений процесса чтения
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
В отечественной логопедической литературе часто встречаются термины «алексия» и «дислексия». Учителя-логопеды в своей педагогической практике чаще используют термин «дислексия» для обозначения речевых нарушений, связанных с устной речью детей, как правило, младшего школьного возраста. В чем состоит терминологическое отличие?
«Алексия» - термин, который употребляется в полном отсутствие процесса чтения, «дислексия» - обозначает частичное нарушение процесса устной речи, который ведет к проявлению множества специфических ошибок во время чтения, а именно:
- пропуски букв, слогов;
- замены, перестановки;
- пропуски предлогов, союзов;
- замещениями слов;
- пропусков строчек.
Описание нарушения «дислексия» в зарубежной логопедической литературе дается несколько иначе. Данное нарушение устной речи рассматривается, как трудность овладения чтением, при нормальном течении процесса обучения, при сохранном интеллекте и при наличии хороших социально – культурных условий.
Однако, и первое, и второе утверждения не дают чёткого ограничения «дислексии» от других нарушений процесса чтения, таких как:
- наличие закономерных ошибок, на начальных этапах обучения чтению;
- наличие нарушений процесса чтения у детей с педагогической запущенностью;
- наличие нарушений процесса чтения у детей с трудным поведением.
Когда мы говорим о «дислексии», то разумно и важно, в определении указывать основные характеристики ошибок при чтении, то есть, наличие и чёткое описание специфических ошибок, которые и позволяют отличить «дислексию» от других нарушений процесса чтения у детей младшего школьного возраста.
Отличительная черта специфических (дислексических) ошибок состоит в их типичности, стойкости и повторяющемся характере. Трудности процесса чтения проявляются в систематически повторяющихся перестановках, заменах, пропусках букв. Учащийся с высокой успеваемостью по другим предметам может допускать ошибки при чтении по разным причинам:
- утомление;
- отвлекаемость;
- заболевание.
Ошибки чтения, сопровождающиеся данным состоянием школьника, не будут иметь постоянный и повторяющийся характер, а будут случайными, единичными. Это является первой отличительной чертой от специфической (дислексической) ошибки. Вторым отличием от дислекии является нестойкость проявления специфической ошибки. Подобные единичные нарушения чтения проявляются у школьников с нормальным интеллектом и высоким уровнем обучения. При обучении детей чтению можно наблюдать допущение множества ошибок, но их проявления состоят в следующем:
- проявляются только в начале обучения чтению;
- допускаются непродолжительный период;
- поддаются коррекционному воздействию (быстро исчезают).
У учащихся с дислексическими проявлениями, ошибки сохраняются на протяжении продолжительного времени (от месяца до нескольких лет).
Можно сделать вывод о том, что нарушение устной речи – «дислексия» определяеся не по нескольким допущенным ошибкам, имеющим случайный характер, а по их совокупности и стойкому характеру проявлений.
Как говорилось выше, в определение «дислексии» необходимо уточнять не только какие встречаются проявления нарушения процесса чтения, но и специфику и затруднения, которые лежат в основе данного нарушения. Иными словами, наличие ошибок при чтении у детей младшего школьного возраста ещё не доказывают наличия у них дислексии. Ошибки могут встречаться у всех школьников, который начинают овладевать процессом чтения. Особенно к этой категории относятся учащиеся:
- чрезмерно опекаемые;
- педагогически запущенные;
- ослабленные физически;
- неуправляемые поведенчески.
У данной категории младших школьников наблюдаются проблемы, связанные не только с овладением им навыками устной речи, но и по другим школьным дисциплинам. В подобных случаях речь пойдёт уже не о дислексических проявлениях, а о проблеме обучения в целом. Ошибки при чтении, в этом случае, не будут характеризоваться стойкостью, постоянством и несформированностью познавательной сферы школьника. Когда речь идёт о дислексии, то ошибки чтения часто являются избирательными и представляют собой несоответствие с успехами по другим дисциплинам. Но говорить о наличие трудностей только в овладении чтением без выраженных ошибок не дают основания говорить о данном нарушении.
Нарушение устной речи у детей с нормальным развитием представляет собой следствие различных проблем. Данная проблема может существовать изолированно, а может быть подвержена компенсаторному воздействию. Если проблемы носят множественный характер, то компенсаторные функции познавательной сферы снижаются.
Подводя итог вышесказанному, целесообразно утверждать о том, что:
«Дислексия» представляет собой частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в множественных повторяющихся ошибках стойкого характера и, обусловленное несформированностью психических функций, которые участвуют в процессе чтения.
Таким образом, «дислексия» является не только узкой логопедической проблемой, но и нейропсихологической. Поэтому, с данным видом речевого нарушения, коррекционно – развивающий процесс необходимо осуществлять комплексно, привлекая других специалистов (неврологов, логопедов, дефектологов, нейропрсихологов и т. д.)