Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] для ребёнка 7 лет
Автор: Никитина Ольга Евгеньевна
Конспект индивидуального логопедического занятия
по постановке звука [р] для ребёнка 7 лет
Цель: правильно произносить звук [р] с механической помощью.
Задачи:
1) Развивать речевое дыхание, формирование длительной направленной воздушной струи
2) Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений
3) Добиваться произнесения звука [р]
4) Выделять звук [р] из ряда звуков, слогов, слов
5) Развивать внимание, память, моторные функции.
Оборудование:
Зеркало, ватные палочки, предметные картинки.
План занятия:
1. Организационный момент
2. Дыхательная гимнастика
3. Артикуляционная гимнастика
4. Постановка звука
5. Развитие фонематического слуха
6. Характеристика звука [р]
7. Итог занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуй, ... Сегодня мы продолжим работу над звуком [р] и попытаемся научиться произносить его. Чтобы у нас получился красивый звук [р], прежде всего, нужно правильно дышать.
2. Дыхательная гимнастика
- Давай мы с тобой потренируемся делать сильный выдох.
Упражнение для выработки напора воздуха: набрав в легкие воздух, с силой дуть его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Упражнение «Загони мяч в ворота» для выработки дифференцированного дыхания через рот и нос с тренировкой удлиненного выдоха.
3. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционные упражнения.
«Заборчик»
«Блинчик»
«Чашечка»
«Качели»
«Вкусное варенье»
«Лошадка»
«Грибок»
«Маляр»
«Молоток»
4. Постановка звука
- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя всё очень хорошо получилось!
- Посмотри, как я произношу звук [р].
- Какое положение принимают губы? (губы открыты)
- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)
- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)
- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)
- Когда ты произносишь звук [р], есть ли преграда во рту? (да)
- То есть какой это звук, глухой или звонкий? (звонкий)
- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (дрожание)
- Какой этот звук, твердый или мягкий? (бывает твердый и мягкий)
Постановка звука [р] механическим способом от сохраненной фонемы [д]
- Сначала произнеси быстро длинный ряд «д-д-д-д». (В это время ватной палочкой, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону. Получается рокот, характерный для произношения звука [р].)
Повторить неоднократно.
- Получилось! Ты молодец!
- Давай немного отдохнем и разомнемся.
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(ходьба на месте)
5. Развитие фонематического слуха
- Давай поиграем в такую игру. Сейчас я буду произносить звуки, а когда ты услышишь звук [р], хлопни в ладоши.
Произносим изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р В Р Д Р.
- А сейчас хлопни, когда услышишь звук [р] в слогах: РА ЛО ПА КО РУ ОР ОС МЫ ВЫ РА РУ РО КО АР.
- А теперь я буду показывать тебе картинки и произносить слова, а ты хлопни, когда услышишь звук [р]: ЛАК, РАК, СОМ, КОМ, ДОМ, КОМАР, РУКА, ЯБЛОКО, ЗАБОР, ИГРА, ЗАЯЦ, КОРА.
6. Характеристика звука [р]
- …, мы сегодня учились рычать.
Дай характеристику звуку [р] (согласный, звонкий, может быть твердым и мягким).
7. Итог занятия
- Ты сегодня очень старался! Молодец! Наше занятие закончено. Спасибо тебе!