Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи
Автор: Лазарева Кристина Николаевна
Возраст обучающихся: 6-7 лет (старшая дошкольная группа)
Тема занятия: «Звук j и Буква Й».
Цель занятия: закрепить навык произношения [j] и учить соотносить звук [j] с его графическим обозначением.
Задачи:
-закрепить навык давать артикуляторно-акустическиую характеристику [j];
-формировать навык образования глаголов в повелительном наклонении;
-закрепить навык определения места звука [j] в словах;
-развивать графо-моторный навык;
-учить дифференцировать буквы И и Й;
Образовательные результаты:
-дают характеристику звуку;
-образуют глаголы повелительного наклонения;
-определяют место звука в словах (начало, середина, конец);
-печатают букву Й;
-дифференцируют буквы И и Й;
Лингвистический материал:
Звуки: [j], и [и];
Глаголы: стоять (стой), мыть (мой), строить (строй), петь (пой), решать (решай), играть (играй), повторять (повторяй), плавать (плавай), думать (думай).
Й в начале слова: Йод, Йогурт, Йог;
В середине: маЙка, леЙка, шаЙба, чаЙка;
В конце: маЙ, чаЙ, змеЙ.
Оборудование:
Схема слова, фишки, изображение буквы Й и И, пропись.
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на занятии. Сегодня мы с вами подружимся с братьями Ой и Ай. Они любят играть. А вы? Ну тогда начнем.
– ОЙ-ой-ой! – сказал ОЙ-ОЙ. –
Я, мой друг, совсем больной!
– Ты пойди-ка погуляй!
Все пройдет! – сказал АЙ-АЙ.
Это два брата Ой и Ай. Какой звук вы чаще всего слышали в их речи? Правильно Й.
А как нужно произносить этот звук?
губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад;
кончик языка упирается в нижние резцы;
спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель;
мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Задание. «Расскажи о звуке»
Задача: закрепить навык давать артикуляторно-акустическиую характеристику [j];
Составим рассказ об этом звуке. Какой это звук? (согласный). Он звонкий или глухой? (звонкий). Все верно ребята. А еще этот звук всегда мягкий. А теперь целиком проговорим какой это звук: согласный, звонкий, мягкий.
Задание. «Найди домик»
Задача: закрепить навык определения места звука [j] в словах;
А теперь поиграем. Я буду называть слова, а вы внимательно слушать и на схемах показывать где же в слове находиться звук, в начале, середине или конце. Вспомните каким кружком мы обозначаем мягкие звуки. Верно, зеленым. Тогда начнем.
Логопед произносит слова, выделяя голосом звук [j].
Молодцы, вы все справились.
Задание. «Повеливаю»
Задача: формировать навык образования глаголов в повелительном наклонении.
Ой и Ай тоже хотят поиграть. Они поочереди будут говорить вам слова обозначающие действия, а вам нужно сделать из них слово, которое будет побуждать к действию. Например: стоять-стой.
Дети поочереди называют слова.
А теперь отдохнем.
Физминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Задание. «Напиши»
Задача: развивать графо-моторный навык
А теперь я покажу вам букву. Это буквы Й. На какую букву она похожа? А в чем отличие?
Дети записывают букву.
Логопед говорит последовательность написания буквы. Чуть выше строки ставим точку и от нее ведем прямую линию вниз, затем ведем диагональную линию вверх и опять вниз прямую. Сверху над буквой ставим хвостик.
Все справились. А теперь порисуем. В этой раскраске нужно закрасить только те элементы в которых есть буква Й.
Закончили? Какая буква у вас получилась?
На этом занятии мы познакомились с какой буквой? Какой звук обозначается этой буквой? Назовите слова с этим звуком.
Молодцы, вы прекрасно поработали. Ой и Ай довольны вами. А теперь пора прощаться. До свидания!