Нарушение процесса чтения. Основные проявления
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для учителей и родителей.
Ребенок младшего школьного возраста, имеющий проблемы дислексического характера, не отличается от своих сверстников. Он также подвижен, любознателен, но это на первый взгляд. Уже к концу первого класса учителя и родители начинают замечать, что у ребенка возникают проблемы с чтением, а именно:
- допускает множество нелепых ошибок,
- понимает прочитанные предложения или текст с трудом или вовсе не понимает,
- читает механически, не делает интонационных пауз,
- избегает процесса чтения.
Если вы наблюдаете подобные проблемы у своего ученика или ребенка, то стоит обратить на это должное внимание и проконсультироваться с учителем – логопедом, который в свою очередь точно определит, имеется ли данная проблема.
Но для начала следует уточнить, что понятие дислексия включает в себя специфическое нарушение способности к процессу чтения. Ребенок в процессе чтения допускает однотипные ошибки стойкого характера, которые позволяют ему не испытывать трудностей с обучением по другим предметам.
Принять понимание проблемы дислексическиго нарушения у ребенка родителям не очень просто. Они списывают подобные неуспехи на невнимательность и баловство, хотя это совершенно не так. По мнению некоторых ученых отличительная особенность дислексиков от обычных учащихся состоит в том, что первые мыслят образами, вторые – словами. В итоге, ребенок, сталкиваясь с описанием предметов или явлений в словесном плане, испытывает определенные трудности, которые и приводят к дислексическим нарушениям. Особенно затруднительно такому ученику воспринимать описание, значение которых он не представляет или не сталкивался с ними в реальной жизни. Иными словами, он не имеет в своей кратковременной и долговременной памяти образа, соответствующего описанию предмета или явления. При возникновении подобной ситуации (если даже одно слово не имеет образного подкрепления) у школьника происходит разрушение общего смысла прочитанного им материала.
Как правило, проявления наблюдаются на уровне чтения слога, слова, предложения. Процесс чтения учащихся характеризуется медленным темпом, перестановками букв и слогов, появляется угадывающий вид чтения. Учащимся младшего школьного возраста, во время коррекционно – развивающего процесса, категорически нельзя давать задания на отработку скорости техники чтения. Весь коррекционный процесс должен быть направлен на осмысление прочитанного материала в индивидуальном для ребенка темпе. Так как проверка скорости техники чтения усугубит эту проблему не только в познавательном плане, но в личностном. В противном случае, ученик доведет технику чтения до совершенства, а понимать прочитанное так и не научится.
Диагностика дислексии трудоемкий процесс, ведь проблемы с чтением испытывают множество учащихся младшего школьного возраста и по различным причинам:
- педагогическая запущенность учащегося,
- ослабленное соматическое здоровье (слух, зрение и т. д.),
- задержка психоречевого развития,
- интеллектуальная ограниченность возможностей школьника.
В этом случае, стоит напомнить, что дислексические нарушения носят стойкий характер и постоянную повторяемость. Данные проявления не проходят после тренировочных заданий с учителем начальных классов, когда после предъявления правильного образца и нескольких отработанных занятий ошибки остаются без изменений.
Очень важно знать, что проблема дислексии не является психиатрическим заболеванием и не обозначается одним специалистом. В постановке логопедического заключения участвуют несколько специалистов, который «накладывают» на учащегося свои специальные диагностические методики, которые направлены на:
- определение уровня интеллектуального развития (врач - психиатр),
- определение группы соматического здоровья (врач - педиатр),
- определение уровня обучения ребенка по другим дисциплинам (учитель начальных классов),
- проведение полного логопедического обследования (учитель - логопед),
- диагностика уровня познавательного развития (учитель - дефектолог),
- определения уровня эмоционального, личностного и социального статуса учащегося (педагог - психолог).
Только при наличии обследования всех вышеизложенных специалистов, путем коллегиального решения, ставится логопедическое заключение о нарушении устной речи и определяется образовательный маршрут и форма обучения с учетом индивидуальных возможностей учащегося.
Коррекционной работой с учащимися, имеющими нарушения в устной речи, в основном, занимается учитель – логопед, но не стоит забывать и медицинской, дефектологической и психологической поддержках, которые в равной степени должны осуществляться параллельно с логопедическим воздействием.
Несмотря на все возможные трудности и последствия, связанные с дислексией (как следствие и дисграфией), данные речевые нарушения не нужно рассматривать, как приговор для учащегося. Ребенок может быть очень успешным в другой области знаний и умений. Стоит основное внимание в коррекционном воздействии уделять на сильные возможности школьника, так как компенсаторные функции организма очень велики. Из учеников, имеющих проблемы с чтением, вырастают способные математики, творческие личности, способные мыслить нешаблонно, а образно.
Главное, принятие ученика с дислексическими нарушениями учителю начальных классов и ребенка – родителями таким, какой он есть и постараться оказать всестороннюю помощь в коррекционно – образовательном процессе и в развитии других его сильных качеств и талантов. Сочетание усилий в взаимодействии всех специалистов обязательно приведет к положительным результатам не только в образовательном плане, но и в личностном.