Образовательные проекты в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
Автор: Словягина Галина Николаевна
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Каждый учитель-логопед и воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности ДОУ, знаком с тематическим принципом планирования логопедической работы по уточнению и обогащению лексического запаса детей с ОНР. С.А.Миронов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина предлагают проводить занятия по развитию продуктивных видов деятельности в унисон с логопедическими занятиями. Иначе говоря, если учитель-логопед проводит с детьми занятия, например, по теме «Транспорт», то воспитатель будет заниматься рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием по данной теме.
«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности», пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с ОНР.
Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.
Основная цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:
· обеспечение психологического благополучия и здоровья;
· развитие познавательных способностей;
· творческого воображения и мышления;
· коммуникативных навыков.
Как правило, у детей с речевыми недостатками наблюдается снижение познавательной активности. Повысить желание узнать что-то новое об окружающем метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог мотивирует деятельность и вовлечет в неё не только воспитанников, но и их родителей.
ПРОЕКТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Виды и этапы реализации проектов
Начинать использование проектной деятельности целесообразно с ролево-игровых проектов. Такой проект можно начинать уже во второй половине года в младшей группе для детей с ОНР. Это, по сути, творческая игра с определенным сюжетом. Дети могут подготовить и разыграть небольшую сказку. Или это будет сюжетно-ролевая игра «Магазин», атрибутику для которой дети смастерят со своими родителями.
В средней группе малыши уже владеют фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационно-практико-ориентированные проекты. Но роль педагогов, как и в младшей группе, остается пока ведущей. Воспитатель и учитель-логопед только начинают формирование первых предпосылок к поисковой деятельности у четырехлетних детей.
В старшей и подготовительной к школе группах проекты служат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого (а затем, по возможности, самостоятельно).
Работа над проектом в группе для детей с ОНР должна осуществляться при участии воспитателя и учителя-логопеда, приветствуется также привлечение других специалистов (психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).
Тематика проектов может быть разнообразной:
· экономической, патриотической, математической направленности;
· по изучаемой лексической теме;
· направленные на социализацию в обществе, ознакомление с творчеством детских писателей, основами безопасности жизнедеятельности.
По роду деятельности проекты могут быть:
· исследовательско-творческими;
· творческими;
· ролево-игровыми.
Виды проектов по срокам реализации:
· краткосрочными (одно или несколько занятий);
· средней продолжительности;
· долгосрочный (на учебный год).
Этапы проектной деятельности:
1. выбор цели;
2. разработка плана;
3. практическая часть (выполнение проекта);
4. итог (презентация).
Заканчивается проект всегда презентацией (оформление альбома, стенгазеты, плакатов, фотовыставки; творческий отчет детей. Спектакль, мультфильм, клип, открытое занятие, досуг, изготовление кормушек для птиц, макетов и др.)
Мне захотелось обобщить опыт работы известных, ниже перечисленных авторов и раскрыть более подробнее этапы проекта с полным содержанием методического материала, чтобы не пришлось его искать. Этим материалом можно заниматься как со всей группой фронтально, по подгруппам и индивидуально.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
(информационно-практико-ориентированный проект)
Цели: получить новую информацию о зимующих птицах, их образе жизни и повадках, изготовить кормушки для птиц (с родителями).
Продолжительность: 1,5 месяца (ноябрь – декабрь)
Поэтапное планирование проектной деятельности
1. Обозначение, определение цели проекта и его мотивация.
1.1. Рассматривание изображений птиц. (Использование ИКТ, презентация зимующих птиц)
1.2. Рассматривание картины «У кормушки». Беседа по ней.
1.3. Повторение рассказа-описания о синице после учителя-логопеда.
1.4. Повторение рассказа-описания о снегире после учителя-логопеда со зрительной опорой.
1.5. Упражнение «Кто лишний?».
1.6. Чтение рассказов: Н.И.Сладков «Синичкина кладовая», «Рассказы о птицах», К.Д.Ушинский «Дятел». Чтение и заучивание стихов, считалок, загадок.
1.7. Подвижные игры «Снегири», «Воробей».
1.8. Подбор картинного материала, оформление книжного и логопедического уголка детскими книгами, предметными и сюжетными картинками по теме.
2. Привлечение детей и родителей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
Направления проектной деятельности
1. Работа по развитию речи:
· развитие диалогической речи;
· развитие связной речи;
· обогащение и активизация словаря в рамках темы (птица, голова, крыло, хвост, синица, снегирь, ворона, воробей, дятел, сова, сорока, голубь, летать, клевать, прыгать);
· развитие словесно-логического мышления дошкольников;
· заучивание стихов, загадок, считалки;
· пальчиковая гимнастика «Кормушка»;
· упражнение «Вспоминай-ка»;
· подвижные игры: «Снегири», «Воробей»
2. Работа семьей:
· сбор информации о зимующих птицах;
· наблюдение с ребенком за птицами, которые встречаются зимой в городе. Произнесите четко сами, а потом попросите ребенка повторить их названия: синица, снегирь, ворона, воробей, дятел, сова, сорока, голубь;
· рассмотрите картинки с изображением птиц;
· предложите ребенку послушать стихотворение «Кормушка». За два-три дня постарайтесь выучить его с малышом;
· выполнить с ребенком упражнение «Снегири»;
· узнайте о видах кормушек, их изготовлении (с использованием материалов из Интернета);
· помогите ребенку в изготовлении кормушки для птиц;
· предоставьте фотографии для оформления презентации проекта.
3. Творческая деятельность детей:
· коллективные работы по аппликации «Снегири» и лепке «Кормушка»;
· рисование по теме (с использованием различных материалов и техник).
4. Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации, её оформление.
Оформление альбома, презентации, ознакомление детей и родителей с результатами проекта. Развешивание кормушек для птиц на участке детского сада, наблюдение за птицами во время прогулки, подкармливание птиц.
1.1. Рассматривание изображений птиц.
(Использование ИКТ, презентация зимующих птиц)
1.2. Рассматривание картины «У кормушки» (НВ.Нищева). Беседа по ней.
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки?
Прилетайте на опушку, -
Угощенье ждет в кормушке.
Логопед: Что делают дети на картинке?
Дети: Они спрятались за ёлочку и смотрят на птичек.
Логопед: Какие птички прилетели к кормушке?
Дети: Синички, воробьи.
Логопед: Какие птички сидят на рябине?
Дети: Снегири.
Логопед: Давайте рассмотрим синичку. Какая у нее грудка?
Дети: Желтая.
Логопед: А головка, спинка и крылышки?
Дети: Синие.
Логопед: Правильно. Головка, спинка и крылышки у синички синие. Слышите, как похожи эти слова? Именно поэтому птичку называют синичкой. А какая грудка у снегиря?
Дети: Красная.
Логопед: А головка, спинка и крылышки?
Дети: Черные.
Логопед: Вот какие яркие и нарядные синичка и снегирь, а воробышки серенькие, неприметные, но тоже очень красивые. Посмотрите, как они распушили перышки, нахохлились. Наверное, им холодно. Птичкам зимой холодно и голодно, поэтому мы должны их подкармливать, вывешивать кормушки и насыпать корм. Не забывайте каждый день насыпать туда свежий корм.
1.3. Повторение рассказа-описания о синице после учителя-логопеда
(Развитие связной речи)
Логопед на магнитную доску выставляет картинку с изображением синицы.
Логопед: Кто это?
Дети: Это синичка.
Логопед: Какая у нее грудка? Начинайте со слов «у синички».
Дети: У синички желтая грудка.
Логопед: Какие у нее головка, спинка и крылья? Начните со слов «у нее»
Дети: У нее синие головка, спинка и крылья.
Логопед: Что она любит клевать? Начните со слов «она любит».
Дети: Она любит клевать сало.
Логопед: Вы очень хорошо ответили на вопросы. Теперь послушайте
мой рассказ о синичке.
Это синичка. У нее желтая грудка. А головка, спинка и крылышки – синие. Она любит клевать сало.
Попробуйте повторить рассказ. Сначала назовите птичку. Потом расскажите, какие у нее грудка, головка, спинка, крылья. В конце напомните о том, что она любит клевать.
1.4. Повторение рассказа-описания о снегире после учителя-логопеда со зрительной опорой
(Развитие связной речи)
Логопед на магнитной доске размещает картинку с изображением снегиря.
Логопед: Кто это?
Дети: Это снегирь.
Логопед: Какая у снегиря грудка?
Дети: У него красная грудка.
Логопед: Какие у него голова, спинка и крылья?
Дети: Голова, спинка и крылья черные.
Логопед: Что любит клевать снегирь?
Дети: Он любит клевать рябину.
Логопед: Вы хорошо ответили на мои вопросы, а теперь послушайте рассказ о снегире.
Это снегирь. У него красная грудка, а голова, спинка и крылья черные. Снегирь любит клевать рябину.
Теперь вы попробуйте рассказать о снегире все по очереди. Сначала вы называете птичку. Потом рассказываете, какие у нее грудка, головка, спинка, крылья. И наконец, напоминаете нам, что любит клевать птичка.
1.5. Упражнение «Кто лишний?»
(Развитие речевого слуха, мышления (формирование видовых обобщений)
Логопед. А теперь я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать меня. Слушайте внимательно: СНЕГИРЬ, ПЕТУХ, СИНИЦА, ВОРОНА. Кто лишний?
Дети: Петух.
Логопед: Почему?
Дети: Он живет у человека.
Логопед: А остальные птицы живут на воле, и, кроме того, они – зимующие. Молодцы! Слушайте еще. КУРИЦА, УТКА, СОВА, ГУСЬ. Кто лишний?
Дети: Сова.
Логопед: Почему?
Дети: