Коррекция гиперактивного поведения дошкольников средствами сенсорной комнаты
Автор: Локтева Ольга Станиславовна
Статья в помощь дeфектологам, учителям-логопедам, психологам.
Коррекция гиперактивного поведения дошкольников средствами сенсорной комнаты
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция увеличения в образовательных учреждениях числа детей с отклонениями в соматическом, сенсорном, интеллектуальном развитии, в том числе в адаптационный период.
Все больше и больше гиперактивных детей обучается в детских садах. Таких детей невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением.
Признаки гиперактивности особенно ярко выражены у детей коррекционной группы. Они подвижные, неусидчивые, часто отвлекаются на занятиях. По причине излишней двигательной активности страдает внимание, вследствие чего ослабевает уровень знаний, усвоения материала. Дети импульсивны, несдержанны, отсутствует самоконтроль над поступками, словами, эмоциями.
Как и другие дети, гиперактивные хотят быть успешными. Но как направить его энергию в нужное русло?! Поэтому, для работы с детьми по снижению проявлений гиперактивности была разработана программа работы в сенсорной комнате.
Целью данной программы является сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся через использование возможностей сенсорной комнаты.
Задачи программы: профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок, снятие состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло; формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии; совершенствование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела; развитие познавательных процессов; формирование у обучающихся опыта позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
Категория детей, участвующих в реализации программы: воспитанники старшей группы с гиперактивным поведением.
Формы и режим занятий: программа рассчитана на 12 занятий с периодичностью встреч один раз в неделю по 35 минут и составом 7-8 человек.
Планируемые результаты обучения: систематические занятия в сенсорной комнате будут способствовать формированию у детей с гиперактивным поведением навыков самоорганизации, саморегуляции, управления своими эмоциями и поведением.
В реализации данной программы задействовано следующее оборудование сенсорной комнаты: кресла-пуфики с гранулами (2 шт.); мягкое напольное покрытие (маты); музыкальный центр с набором CD-дисков; воздушно-пузырьковые колонны с мягкой платформой и безопасными угловыми зеркалами из двух частей; панель светозвуковая интерактивная «Бесконечность»; настольный световой модуль с песком; тактильная дорожка; фиброоптический душ; настольный лабиринт с трубкой; интерактивный сухой бассейн; прозрачный мольберт; потолок «Звездное небо»; световой проектор «Меркурий».