Интегративный подход в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи
Автор: Яхина Регина Рафаиловна
В данной статье я рассматриваю реализацию интегративного подхода в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III уровня. Исследование состоит из нескольких разделов, каждый из которых подробно описан с последующим определением уровня успешности.
Дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории учащихся, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь. Для того чтобы верно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональный путь его преодоления, важно провести системный психолого – педагогический анализ развития ребёнка. Изучение должно быть строго индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения. При этом специалист должен применять системный, интегративный подход к анализу речевых нарушений, что предполагает выяснение не только того, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и то, какова его взаимосвязь с другими компонентами. Это необходимо для выбора индивидуальных условий коррекционного обучения учащихся с нарушениями речи, а также составления прогноза академической успешности ребёнка при обучении в общеобразовательной школе.
В данной статье я рассматриваю реализацию интегративного подхода в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III уровня.
Методика констатирующего эксперимента была построена как совокупность взаимосвязанных приемов и заданий, использование которых позволило выявить особенности процесса формирования навыка письма под диктовку, сформированных к моменту обследования.
Традиционные методики были модифицированы в соответствии с возрастом и в связи с развитием речи у испытуемых, в ряде случаев использовались самостоятельно разработанные приемы.
Исследование устной речи проводилось на основании традиционных методик Р. И. Лалаевой, Л. Ф. Спировой, А. В. Ястребовой. При исследовании слуховых функций я ориентировалась на методики Р. И. Лалаевой, М. А. Поваляевой, О. Б. Иншаковой. Исследование состояния высших психических функций проводилось на основании методик Т. Н. Головиной, С. Н. Костроминой, А. А. Немова. В процессе выбора приемов экспериментального исследования двигательных функций опиралась на методики Н. М. Трубниковой. Тексты диктантов были подобраны из работ И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой.
Исследование носило комплексный характер, охватывало речевые и неречевые возможности ребенка, состояло из 3 блоков, взаимосвязанных между собой. Материал предлагался детям по показу и речевой инструкции. Полученные результаты оценивались по бальной, четырехуровневой оценке с учетом характера, степени тяжести и количества допускаемых ошибок – 0, 5, 10, 15 баллов. При первичной обработке я суммировала баллы за каждую пробу. Полученное абсолютное значение перевела в процентное выражение, для этого умножила начисленное за серию количество баллов на 100 и разделила полученный результат на максимально возможное количество баллов.
Первый блок направлен на оценку устной речи, что необходимо для уточнения структуры дефекта и выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка. Первоначально изучается качество звукопроизношения, с последующим использованием этих данных в установлении связи между нарушениями артикуляционной и мелкой моторикой; затем исследуется объем словаря; проверяется возможность грамматического структурирования, что необходимо для выбора в дальнейшем упражнений, понятных детям.
Второй блок направлен на проверку письменной речи. Первоначально проводятся пробы на языковой и звукобуквенный анализ, ведь для грамотного письма необходимо, чтобы языковой анализ превратился в устойчивый автоматизированный навык. При обследовании важно отметить, насколько легко ребенок выполняет стоящую перед ним задачу, встречаются ли какие-нибудь затруднения и в чем они проявляются. Центральным этапом обследование становится слуховой диктант, состоящий из серии фраз или связного текста и списывание с предъявленного образца. Диктант подбирается таким образом, чтобы он отвечал программным требованиям по русскому языку, в то же время включал бы большое количество слов, в состав которых находятся оппозиционные звуки. По итогам необходимо сопоставить, рассмотреть и проанализировать все виды ошибок, допущенных ребенком.
Третий раздел направлен на обследование высших психических функций. Считаю нужным проверить и оценить слуховое, зрительное восприятие и внимание, память, словесно – логическое мышление, сохранность которых необходима для грамотного письма под диктовку. Особое внимание следует обратить на способность к саморегуляции в процессе деятельности.
Полученный результат соотносится с одним из четырех уровней успешности:
• 4 уровень – 100 - 81%. Характерен для учащихся с нормальным речевым развитием, которые обучаются в массовой школе. В письменной работе, среднее количество слов которой не превышает 45 слов, нет орфографических ошибок, наблюдаются лишь единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также 2 – 3 исправления.
• 3 уровень – 80 – 65%. Свидетельствует о парциальном речевом нарушении, либо о негрубом общем недоразвитии речи. В слуховых диктантах, с количеством слов до 45, дети допускают до 3 орфографических ошибок и не более 2 – 3 специфических. Работа отклонена от норм каллиграфии.
• 2 уровень - 64 – 50%. Страдают речевые операции серийной организации на уровне слова, предложения и связного текста. На письме в диктантах до 45 слов может быть допущено до 5 орфографических ошибок и не более 4 – 5 специфических ошибок. Работа выполнена небрежно.
• 1 уровень - 49 % и ниже. В диктанте до 45 слов допускают более 5 орфографических, более 4 специфических и 3 пунктуационные ошибки.
По итогам результата обработки протокола обследования, вычерчиваю речевой профиль группы учащихся по изучаемым параметрам. На нем видно, какие компоненты речевой системы страдают у детей в большей степени, а какие относительно сохранны, на основе данного материала необходимо составить рекомендации для учителя, а также выстроить свою индивидуальную коррекционную работу основной упор делая на нарушенные звенья.