+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Коммуникативная компетентность как средство формирования конкуретноспособной личности у учащихся ТНР

Автор: Дайнеко Наталья Викторовна

Коммуникативная компетентность как средство формирования конкурентноспособной личности у учащихся с ТНР.

 

Самая большая роскошь-это

роскошь человеческого общения.

                                                  

 Антуан де Сент- Экзюпери

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 272 –ФЗ от 29.12.2012 г.) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ОВЗ, отдает приоритет инклюзивному образованию, ориентирует на разные образовательные потребности и устанавливает особенности организации образовательного процесса и индивидуальный подход к обучению каждого ребенка.

1.Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Общение сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учеба, труд, игра, социальная ориентация и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

При нарушении компонентов коммуникативной компетенции происходит снижение потребностей в общении, наблюдается несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), отмечаются особенности поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм), стойкие нарушения процесса общения, что сказывается отрицательно на установление поддержание контактов со сверстниками и взрослыми. Перечисленные нарушения говорят о необходимости формирования коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения.  

Коммуникативная компетентность:

 это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов;

-умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих,

-умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом занятие условия речевого общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании.

Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой - в соответствии с социальными нормами речевого поведения. 

  Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создаёт предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребёнка об окружающей действительности, совершенствуются формы её отражения. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде, обеспечивая полноценное, всестороннее его развитие и самореализацию в социуме.

В специальной педагогике и психологии речь является важнейшей  теоретической функцией человека – универсальным средством общения. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление – опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими, и, конечно же, препятствуют формированию полноценной личности.

Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения т.е. сформировать  у обучающихся коммуникативную компетентность. Необходимо научить общению с соблюдением социальных норм речевого поведения, которые выражаются в умении:

- самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника «по возрасту, статусу и т.д.», учитывая его особенности;

-поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы правила общения, в формах монолога и диалога;

-слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

-высказать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;

 

У детей с речевой патологией имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Большинство детей с ОНР, заиканием, ринолалией, дизартрией с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

Мимические и жестовые движения у школьников с ТНР скованы. Нарушена интонационная выразительность, паузация речи.

Им свойственны страх речи, робость, несоблюдение дистанции общения, замкнутость, потеря визуального контакты, некорректное интонационное оформление высказываний (грубый тон, чрезмерно громкий голос или, наоборот, тихий).

Задача каждого учителя – преодолеть у ребенка нежелание говорить, убедить в его способности к обобщению, вызвать желание общаться; дать для этого необходимый инструментарий: четкое, правильное произношение, достаточный словарный запас, навыки грамматического оформления высказывания.

Основным учебным предметом, который служит в наибольшей степени  коррекционным целям, является начальный курс русского языка. Содержание уроков по этому предмету имеет несколько направлений:

 -устранение нарушений речевого развития,

-организацию речевой практики,

-обучение письму и чтению,

- систематическое изучение сведений по грамматике, правописанию,

 -подготовку к дальнейшему усвоению русского языка как предмета.

 В процессе специального обучения языку осуществляется также развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов, постепенное формирование отвлечённого словесного мышления, создание прочной основы для дальнейшего повышения образовательного и культурного уровня учащихся и овладение профессией.

Основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить учеников к уровню практического владения родным языком в норме, т.е. научить пользоваться речью как средством общения. С этой целью систематически проводится совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязанным направлениям:

а) развитие у детей различных видов устной речи  (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

б) формирование и расширение лексической стороны речи;

в) практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

г) формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов родного языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).

Реaлизация коммуникaтивного подходa нa логопедических занятиях помогaет вывести ребенкa нa кaчественно новый уровень в овлaдении средствaми речевого общения.

На 1 ступени коррекционно-логопедического воздействия, в целях развития коммуникативной деятельности учащихся с ТНР, исправляется: звукопроизношение, фонематический слух, темп и ритм речи.

Проводится работа по уточнению и обогащению запаса эмотивной лексики, лексико-грамматических средств с помощью которых можно передать эмоциональное состояние человека; индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми включают задания, направленные на тренировку мимических групп мышц.

В процессе занятий дети знакомятся с различными средствами невербальной коммуникации и учатся дифференцировать разные эмоциональные состояния людей по мимике, выразительным жестам, позам и т.д.

Наиболее продуктивными видами работ является: анализ литературных произведений (например, сказок, мультфильмов), где ребята обсуждают настроение, переживания и эмоциональное состояние героев. Сопереживают или, наоборот, осуждают.

Совместное составление сказки, где инициатива рассказывания переходила от участника к участнику.

Театрализованные постановки и игры в театр, раскрывается творческий потенциал ребенка. Развиваются все психические процессы, создаются условия для социализации ребёнка, корректируются коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства радости.

Работа над интонационной выразительностью речи. Например, одну и ту же фразу «Дверь закрой» произнести с интонацией страха, радости, гнева, спокойствия, удивления и огорчения.

На 2 ступени развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые воспитанником для их полноценного включения в жизнь общества.

В ходе стимулирования развития спонтанной речи на занятиях практикуется описании картин. Ученики должны дать общую характеристику персонажа картины, его психологический портрет, а также рассказать о выразительных средствах, использованных художником.

Развитию коммуникативных способностей способствуют: импровизированные экскурсии, диалоги, постановки сценок, концертов, репетиции коммуникативных ситуаций, игры на сплоченность детей.

На занятиях и совместно с учителями начальных классов проводим курс лекций, бесед по темам:

1.                 Секреты общения.

2.                 Коммуникативные качества речи.

3.                 Проблемы контакта.

4.                 Стиль ведения беседы.

5.                 Как слушать активно.

6.                 Как разговаривать по телефону?

 Проводим тестирование по темам:

-Приятно ли с вами общаться?

-Коммуникабельны ли вы?

Организуя работу по овладению обучающимися коммуникативными навыками, педагог, прежде всего, должен сам строго контролировать свою речь, выстраивать высказывания логично, точно и грамматически правильно. Иными словами, должен быть образцом для своих учеников. Несколько рекомендаций:

       учитель должен:

1.Правильная выразительная речь учителя, воспитателя, логопеда – образец для речи учащихся.

2.Учителям всех предметов осуществлять развитие и коррекцию речи учащихся; необходимо добиваться от учеников правильного понимания и произношения новых терминов. При объяснении новые слова следует выписывать на доске, вывешивать таблицы новых слов.

3.Всегда и везде поправлять неправильную речь учащихся, делать все это спокойно, без подчеркивания просто.

4.В присутствии ребенка никогда не высказывать сомнений в исправлении речи. Внушать надежду на успех.

5.Речь учащихся должна быть литературно правильной, без грубых слов и выражений.

6.Учителям и воспитателям в работе по формированию коммуникативных умений и навыков учащихся с речевой патологий учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, влияние тяжести речевого дефекта и уровня развития его познавательной деятельности.

 

 

Работа с родителями - очень важное направление, так как семья- это первоначальное пространство социализации ребенка школьного возраста, его эмоциональный и социальный опыт зависит, прежде всего, от семейных связей, качества детскородительских отношений, педагогической компетентности родителей. Формированию у родителей положительной направленности на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком помогают такие мероприятия, как:

 · беседы, консультации (например: «Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с ТНР», «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка школьного возраста», «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка» и др.);

· проведение открытых мероприятий с включением родителей в совместную деятельность с ребёнком, с педагогами;

· Мастер-классы, творческие мастерские, семейные клубы;

· Совместные игровые тренинги, которые представляют собой совокупность психотехнических упражнений и приемов. В ходе выполнения этих упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность.

 В заключении хочется сказать, что результатом проводимой коррекционно - развивающей работы по формированию коммуникативной компетентности обучающихся школы являются возрастающие коммуникативные возможности в целом. К концу обучения у выпускников начальной школы повышается социальная активность: они становятся инициативные в межличностных взаимодействиях со сверстниками и взрослыми, используют разнообразные средства невербального общения, их эмоциональные проявления становятся более выразительными и яркими.

 

 

 

 

 

 

 Коммуникативная компетентность как средство формирования конкурентноспособной личности у учащихся с ТНР.

 

Самая большая роскошь-это

роскошь человеческого общения.

                                                  

 Антуан де Сент- Экзюпери

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 272 –ФЗ от 29.12.2012 г.) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ОВЗ, отдает приоритет инклюзивному образованию, ориентирует на разные образовательные потребности и устанавливает особенности организации образовательного процесса и индивидуальный подход к обучению каждого ребенка.

1.Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Общение сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учеба, труд, игра, социальная ориентация и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

При нарушении компонентов коммуникативной компетенции происходит снижение потребностей в общении, наблюдается несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), отмечаются особенности поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм), стойкие нарушения процесса общения, что сказывается отрицательно на установление поддержание контактов со сверстниками и взрослыми. Перечисленные нарушения говорят о необходимости формирования коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения.  

Коммуникативная компетентность: