Родительское собрание в ДОУ "Эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье
Автор: Калинова Наталья Николаевна
Родительское собрание на тему: «Эмоциональное развитие ребенка
с ограниченными возможностями здоровья в семье»
Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях эмоционального развития ребенка в семье.
Постоянно сменяющиеся переживания, каждодневные всплески эмоций — без них невозможно представить жизнь детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стремятся к признанию себя среди других людей. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира, могут окрасить его всеми цветами радуги. И развитие пойдёт разными путями: это может быть яркая, творческая, талантливая личность, или меланхолик с вялыми, неуклюжими движениями. Поведение человека основано на эмоциях, и они влияют на всю его жизнь.
У детей с ограниченными возможностями здоровья чаще, чем у здоровых детей наблюдается эмоциональные нарушения: незрелость эмоциональной сферы, эмоциональная тревожность, замкнутость, агрессивность. Эти дети страдают от осознания своей несостоятельности в чем-то, что является нормой для других. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.
Взрослые часто не задумываются, что развитие ребенка теснейшим образом связаны с особенностями его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития.
По мере взросления ребенок испытывает изменения в эмоциональной сфере; меняются взгляды на мир, на отношения с окружающими. Он учится контролировать свои чувства, но при этом эмоциональная сфера качественно не развивается. Если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Они являются следствием повышенного темпа жизни и эмоциональных перегрузок. При этом следует отметить, что положительные эмоции надежно защищают детей от умственных перегрузок и приносят пользу, как для физического, так и для психического развития.
Вот почему необходимо ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, дать ему словесное наименование.
Известно, что малыш рождается с некоторыми уже «готовыми» простейшими эмоциональными реакциями. В основном отрицательными: плач, крик, когда ему жарко, холодно, мокро; испуг в виде вздрагивания,
например, от резких звуков и др. Положительные эмоции поначалу выражены слабо. Обогащение эмоциональных реакций, разнообразие их проявления происходит под воздействием окружающей социальной среды, и главная роль в этой среде принадлежит взрослым. Кто, как не близкие люди — родители, могут взять на себя эту задачу?
К ведущим психологическим факторам эмоционального развития в раннем возрасте относятся эмоциональное общение взрослых с ребенком и связанные с ним привлекающие его внимание предметы, игрушки, мелодичная музыка, незатейливые игры типа «ладушки», «ку-ку» (взрослый то прячет лицо, то появится перед ребенком вновь). Именно эти факторы наполнят опыт ребенка важными социально-опосредованными эмоциональными проявлениями. Сколько бурной экспрессии у 3—4-месячного малыша вызывает появление близкого взрослого! К сожалению, такого всплеска положительных эмоций не увидишь у малышей, лишенных внимания со стороны взрослых, а главное — эмоционального общения с ними.
Воздействие родителей на ребенка, независимо от того, преднамеренное оно или непроизвольное (непреднамеренное), всегда очень велико и значимо. И даже если ребенок не стал объектом, а просто свидетелем гнева, резкого проявления недовольства со стороны родственников, это обязательно найдет отражение в эмоциональной окрашенности его действий, поведения. Именно способность к подражанию особенно в сфере выразительных движений, экспрессивных действий может стать причиной закрепления недопустимых способов эмоционального самовыражения в дальнейшем. Вот почему ссоры и выяснения отношений между членами семьи при детях, разговоры в повышенном тоне недопустимы. Следует помнить об этом и не демонстрировать эмоциональных реакций, вхождение которых в эмоциональных опыт малыша явно нежелателен и даже вреден. Важно постоянно задумываться о форме выражения своих чувств и о форме воздействия на ребенка. Эмоциональная жизнь, как свидетельствуют данные психофизиологии, самым тесным образом связана с деятельностью всех органов и систем человека, следовательно, от нее зависит здоровье детей, их самочувствие — нервно-психическое и даже физическое.
Между родителями и детьми должны быть налажены искренние доверительные отношения. Эмоциональные откровения ребенка, желание выразить свои переживания, сокровенные чувства должны находить поддержку со стороны взрослых. Задача эта весьма непростая. В этом можно убедиться, если понаблюдать за тем, как общаются родители с детьми. Вот лишь два примера.
«А ты знаешь, — восторженно произносит сын матери, возвращаясь домой из детского сада, — сегодня к нам на участок прилетали снегири, их было восемь. Мы наблюдали за ними с Ольгой Игоревной. Я сейчас покажу
тебе их». Ребенок торопливо начинает разворачивать альбомный лист, на
котором изображены птицы. Но сталкивается с равнодушием, которое проявляется в словах матери: «Не надо, дома бабушке покажешь».
«Сегодня со мной никто не играл...» — говорит родителям вернувшаяся с прогулки явно расстроенная дочь. И далее начинает подробно рассказывать о том, что ей пришлось пережить, гуляя во дворе. Рассказ девочки прерывает отец: «Хватит всякие глупости говорить, каждый день их слышу. Мой руки и садись есть».
Очень часто на детские откровения по поводу радостей и неудач, пережитых событий дети слышат слова взрослых: «Потом расскажешь», «Не мешай», «Не ябедничай», «Замолчи, пожалуйста», «Мне это неинтересно». Равнодушно отвечая на детские вопросы, проявляя безразличие к волнующим ребенка сторонам жизни, взрослые прорубают трещину во взаимоотношениях, которые со временем могут перерасти в отчуждение, полное непонимание его внутреннего мира.
Нужно всегда помнить, что мир взрослых и мир детей — две сильно отличающиеся друг от друга реальности. То, что для родителей кажется несущественным, необязательным, для ребенка наполнено глубоким смыслом. Обычные, порой незаметные вещи, события воспринимаются детьми как загадочные и таинственные. Дети склонны к пристрастному отражению действительности, созданию образов, преувеличивающих особенности предметов, настойчиво требуют справедливого разрешения конфликтных ситуаций. Дети воспринимают мир в своих детских координатах и пропорциях, оценивают его через призму своей системы значений. Не случайно бытует понятие «видеть мир глазами ребенка»: родители обязаны постоянно поддерживать своеобразие видения окружающего мира ребенком. Практическому воплощению этого способствуют совместные обсуждения «злободневных» для дошкольников проблем, сопереживание их неудачам, оптимистический настрой на преодоление трудностей, искренняя поддержка его успехов и даже маленьких достижений, самообладание в случаях, когда требуется принять срочные меры и т. д.
Важно систематически организовывать эмоционально-насыщенное общение в условиях семьи, обогащать жизнь детей разнообразными впечатлениями.
Систематически читайте ребенку произведения художественной литературы: сказки, рассказы, стихотворения. Чтобы правильно выбрать книги для детей, обратитесь за консультацией к воспитателю или учителю. Выразительно прочитанная или рассказанная сказка, рассказ, стихотворение обогащают детей незабываемыми эмоционально-окрашенными образами, которые в дальнейшем находят отражение в их рисунках, поделках, играх и др.
После прочтения художественных произведений побеседуйте о прочитанном. Анализируя тексты, обращайте внимание ребенка на
переживания, внутренний мир персонажей, побуждайте к сопереживанию, выражению отношения к персонажам сказок, рассказов, их поступкам, используя вопросы: «Как ты считаешь? Каково твое мнение? Что ты скажешь по этому поводу?» Можно предложить ребенку вспомнить подобные случаи эмоциональных переживаний из его жизненного опыта.
Рассказывайте ребенку про свое детство, про свои приключения, которые приходилось переживать, с красочным описанием звуков, зрительных ощущений, движений, которые сопровождали то или иное событие.
«Раздвигая рамки» прожитого, обыденного, чаще побуждайте детей к экспрессивному самовыражению, проявлению игрового творчества. Для этого привлекайте их к выполнению имитационных действий. Например, гуляя по парку, предложите ребенку показать, как падают осенние листья, как перелетает бабочка с цветка на цветок. В домашних условиях предложите показать, как радуется убежавший от кошки мышонок, как танцует веселый медведь и т. п.
Систематически посещайте музеи, театры, цирковые представления. Обращайте внимание детей на мимику, жесты, интонацию голоса артистов, передающих различные эмоциональные состояния: радости, страха, удивления, злости, обиды, печали, хвастовства и т. д.