+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Родительское собрание в ДОУ "Эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье

Автор: Калинова Наталья Николаевна

Родительское собрание на тему:  «Эмоциональное развитие ребенка

с ограниченными возможностями здоровья в семье»

 

         Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях эмоционального развития ребенка в семье.

      Постоянно сменяющиеся пережи­вания, каждодневные всплески эмоций — без них невозмож­но представить жизнь детей дошколь­ного возраста. Дети дошкольного  возраста очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стре­мятся к признанию себя среди других людей. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира, могут окрасить его всеми цветами радуги. И развитие пойдёт разными путями: это может быть яркая, творческая, талантливая личность, или меланхолик с вялыми, неуклюжими движениями.  Поведение человека основано на эмоциях, и они влияют на всю его жизнь.

        У детей с ограниченными возможностями здоровья чаще, чем у здоровых детей наблюдается эмоциональные нарушения: незрелость эмоциональной сферы, эмоциональная тревожность, замкнутость, агрессивность. Эти дети страдают от осознания своей несостоятельности в чем-то, что является нормой для других. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

     Взрослые часто не задумываются, что развитие ребенка теснейшим образом связаны с особенностями его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития.

     По мере взросления ребенок испытывает изменения в эмоциональной сфере; меняются взгляды на мир, на отношения с окружающими. Он учится контролировать свои чувства, но при этом эмоциональная сфера качественно не развивается.   Если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Они являются следствием повышенного темпа жизни и эмоциональных перегрузок. При этом следует отметить, что положительные эмоции надежно защищают детей от умственных перегрузок и приносят пользу, как для физического, так и для психического развития.

     Вот почему необходимо ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, дать ему словесное наименование.

        Известно, что малыш рождается с некоторыми уже «готовыми» простей­шими эмоциональными реакциями. В основном отрицательными: плач, крик, когда ему жарко, холодно, мокро; испуг в виде вздрагивания,

 

например, от рез­ких звуков и др. Положительные эмоции поначалу выражены слабо. Обогащение эмоциональных реакций, разнообразие их проявления происходит под воздей­ствием окружающей социальной сре­ды, и главная роль в этой среде принадлежит взрослым. Кто, как не близкие люди — родители, могут взять на себя эту задачу?

     К ведущим психологическим факторам эмоционального развития в раннем возрасте относятся эмоциональное об­щение взрослых с ребенком и связанные с ним привлекающие его внимание предметы, игрушки, мелодичная музы­ка, незатейливые игры типа «ладушки», «ку-ку» (взрослый то прячет лицо, то появится перед ребенком вновь). Именно эти факторы наполнят опыт ребенка важными социально-опосредованными эмоциональными проявлениями. Сколько бурной экспрессии у 3—4-месячного малыша вызывает появление близкого взрослого! К сожалению, такого вспле­ска положительных эмоций не увидишь у малышей, лишенных внимания со стороны взрослых, а главное — эмоционального общения с ними.

      Воздействие родителей на ребенка, независимо от того, преднамеренное оно или непроизвольное (непреднамеренное), всегда очень вели­ко и значимо. И даже если ребенок не стал объектом, а просто свидете­лем гнева, резкого проявления недо­вольства со стороны родственников, это обязательно найдет отражение в эмоциональной окрашенности его дей­ствий, поведения. Именно способность к подражанию особенно в сфере вы­разительных движений, экспрессивных действий может стать причиной закрепления недопустимых способов эмоци­онального самовыражения в дальней­шем. Вот почему ссоры и выяснения отношений между членами семьи при детях, разговоры в повышенном тоне недопустимы. Следует помнить об этом и не демонстрировать эмоциональных реакций, вхождение которых в эмоци­ональных опыт малыша явно нежела­телен и даже вреден. Важно постоян­но задумываться о форме выражения своих чувств и о форме воздействия на ребенка. Эмоциональная жизнь, как свидетельствуют данные психофизио­логии, самым тесным образом связа­на с деятельностью всех органов и си­стем человека, следовательно, от нее зависит здоровье детей, их самочув­ствие — нервно-психическое и даже физическое.

      Между родителями и детьми должны быть налажены искрен­ние доверительные отношения. Эмоци­ональные откровения ребенка, желание выразить свои переживания, сокровен­ные чувства должны находить поддержку со стороны взрослых. Задача эта весь­ма непростая. В этом можно убедить­ся, если понаблюдать за тем, как об­щаются родители с детьми. Вот лишь два примера.

      «А ты знаешь, — восторженно про­износит сын матери, возвращаясь до­мой из детского сада, — сегодня к нам на участок прилетали снегири, их было восемь. Мы наблюдали за ними с Ольгой Игоревной. Я сейчас покажу

тебе их». Ребенок торопливо начинает разворачивать альбомный лист, на

 

котором  изображены птицы. Но сталки­вается с равнодушием, которое про­является в словах матери: «Не надо, дома бабушке покажешь».

«Сегодня со мной никто не играл...» — говорит родителям вер­нувшаяся с прогулки явно расстроен­ная дочь. И далее начинает подробно рассказывать о том, что ей пришлось пережить, гуляя во дворе. Рассказ де­вочки прерывает отец: «Хватит всякие глупости говорить, каждый день их слы­шу. Мой руки и садись есть».

      Очень часто на детские откровения по поводу радостей и неудач, пережи­тых событий дети слышат слова взрос­лых: «Потом расскажешь», «Не мешай», «Не ябедничай», «Замолчи, пожалуйста», «Мне это неинтересно». Равнодушно отвечая на детские вопросы, прояв­ляя безразличие к волнующим ребен­ка сторонам жизни, взрослые прору­бают трещину во взаимоотношениях, которые со временем могут перера­сти в отчуждение, полное непонима­ние его внутреннего мира.

      Нужно всегда помнить, что мир взрослых и мир детей — две сильно отличающиеся друг от друга реальности. То, что для родителей кажется несуще­ственным, необязательным, для ребен­ка наполнено глубоким смыслом. Обыч­ные, порой незаметные вещи, события воспринимаются детьми как загадочные и таинственные. Дети склонны к при­страстному отражению действительно­сти, созданию образов, преувеличива­ющих особенности предметов, настой­чиво требуют справедливого разреше­ния конфликтных ситуаций. Дети вос­принимают мир в своих детских коор­динатах и пропорциях, оценивают его через призму своей системы значе­ний. Не случайно бытует понятие «видеть мир глазами ребенка»: родители обязаны постоянно поддерживать свое­образие видения окружающего мира ребенком. Практическому воплощению этого способствуют совместные обсуж­дения «злободневных» для дошкольников  проблем, сопе­реживание их неудачам, оптимистиче­ский настрой на преодоление трудно­стей, искренняя поддержка его успехов и даже маленьких достижений, само­обладание в случаях, когда требуется принять срочные меры и т. д.

       Важно систематически организовы­вать эмоционально-насыщенное обще­ние в условиях семьи, обогащать жизнь детей разнообразными впечатления­ми.

       Систематически читайте ребен­ку произведения художественной ли­тературы: сказки, рассказы, стихотво­рения. Чтобы правильно выбрать кни­ги для детей, обратитесь за консульта­цией к воспитателю или учителю. Вы­разительно прочитанная или расска­занная сказка,  рассказ, стихотворе­ние обогащают детей незабываемы­ми эмоционально-окрашенными об­разами, которые в дальнейшем нахо­дят отражение в их рисунках,  подел­ках, играх и др.

      После прочтения художественных произведений побеседуйте о прочитанном. Анализируя тексты, об­ращайте внимание ребенка на

переживания, внутренний мир персонажей, побуждайте к сопереживанию, выра­жению отношения к персонажам ска­зок, рассказов, их поступкам, исполь­зуя вопросы: «Как ты считаешь? Каково твое мнение? Что ты скажешь по это­му поводу?» Можно предложить ребен­ку вспомнить подобные случаи эмоци­ональных переживаний из его жизнен­ного опыта.

        Рассказывайте ребенку про свое детство, про свои приключения, кото­рые приходилось переживать,  с кра­сочным описанием звуков, зрительных ощущений, движений, которые сопро­вождали то или иное событие.

       «Раздвигая рамки» прожито­го, обыденного, чаще побуждайте детей к экспрессивному самовыра­жению, проявлению игрового твор­чества. Для этого привлекайте их к выполнению имитационных дей­ствий.  Например, гуляя по парку, предложите ребенку показать, как падают осенние листья, как пере­летает бабочка с цветка на цветок. В домашних условиях предложи­те показать, как радуется убежав­ший от кошки мышонок, как тан­цует веселый медведь и т. п.

      Систематически посещайте му­зеи, театры, цирковые представле­ния. Обращайте внимание детей на мимику, жесты, интонацию го­лоса артистов, передающих раз­личные эмоциональные состояния: радости, страха, удивления, злости, обиды, печали, хвастовства и т. д.