Конспект подгруппового занятия по дифференциации звука [с] и [ш] для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Автор: Чайка Валерия Сергеевна
Конспект
подгруппового занятия по дифференциации звука [с] и [ш] для детей старшего дошкольного
возраста с ОНР
Тема: Звуки [с] и [ш]
Этап: дифференциация
Цель: обучение правильному произношению звука [c]и [ш]
Задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
– уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С-Ш];
– установить различия по звонкости– глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции;
– совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);
– актуализировать словарный запас обучающихся, обогащать и активизировать их лексикон по теме “Весна;
– совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);
– развивать слуховую память и внимание, мелкую моторику, мышление;
– формировать навыки контроля в учебно-практической деятельности.
Коррекционно-образовательные:
– развивать орфографическую зоркость;
– закрепить правописание гласных после шипящих;
– повторить правила написания предложения.
Коррекционно-воспитательные:
– формировать положительную учебную мотивацию;
– воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.
Оборудование: тетради, карандаши, мультимедийный проектор, компьютерная программа “Учимся говорить правильно”, звуковые линейки, презентация к занятию.
Оборудование: карта Звукограда, схема звукового анализа, картинки для чистоговорок, символы гласных звуков (см. приложения), мяч, костюм колдуньи.
План занятия:
Вводная часть
1) Организационный момент…………………………………………………………1 мин
2) Сообщение темы……………………………………………………………………2 мин
Основная часть
3) Артикуляционная гимнастика упражнения: «Улыбочка», «Хоботок», «Заборчик»
…………………………………………………………………………………….……2 мин
4) Дыхательная гимнастика « Полосочки»…………………………………………..1 мин
5) Уточнение артикуляции…………………………………………………………..2,5 мин
6) Упражнение «Загадка»…………………………………………………………....2 мин
7) Дифференциация звуков [с] и [ш] упражнение «Станция игровая»…………...2 мин
8) Дифференциация в слогах Упражнение « Подружи звуки»…………………….2 мин
9) Развитие фонематического восприятия Упражнение
« Учимся говорить правильно»……………………………………………………..2 мин
10) Развитие памяти Упражнение « Запоминайкино»……………………………..2 мин
11) Физминутка для глаз «Весенняя зарисовка»…………………………………...1мин
12) Развитие графо - моторных навыков Упражнение « Графическая»…………..2 мин
13) Развитие мышления и внимания Упражнение « Ребусы»……………………..1 мин
14) Развитие анализа и синтеза Упражнение « Станция »…………………………1 мин
Заключительная часть
15) Итог занятия………………………………………………………………………1 мин
Время занятия: 25, 5 минут
Организационный момент.
|
– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. |
Сообщение темы
|
– Сегодня мы с вами отправляемся вместе с “Паровозиком из Ромашково” в увлекательное путешествие по стране звуков и букв. Вы согласны отправиться вместе со мной? – Сядьте прямо, спинки ровные, руки на парте, наше путешествие начинается. – Чтобы узнать тему нашего занятия-путешествия, вам необходимо отгадать загадки. Все в снегу стоят деревья, Белый на земле ковёр, На прогулку мы наденем Этот головной убор. (Шапка) Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает. Отправляется в полёт Работяга – … (Самолёт) Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это-… (Снегири) Дорожка сшита – связана, Постирана, разглажена. Антошу охраняет, Холод отгоняет. (Шарф) В этом доме этажи Называют полками, Тут бельё моё лежит, Кофточки с футболками. (Шкаф) Ты весь мир обогреваешь, А усталости не знаешь. Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все – … (Солнце) |
Артикуляционная гимнастика упражнения: «Улыбочка», «Хоботок», «Заборчик»
|
«Улыбочка-хоботок» «Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Улыбайся народ, «Заборчик» - Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Подъезжает шофёр,
|
Дыхательная гимнастика « Полосочки»
|
А сейчас подуем на полосочки |
Уточнение артикуляции
|
Молодцы. Выделите, пожалуйста, первые звуки в названиях этих предметов, какие чаще всего вы назвали? (звуки С-Ш). – С какими звуками мы сегодня будем работать? (со звуками С-Ш). Мы будем учиться их различать. – Что происходит со словом при замене одного звука на другой? (меняется смысл, значение слова). – А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы правильно писать слова). – Дайте пожалуйста характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой) – Дайте пожалуйста характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой) – Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. А чем же они отличаются? На этот вопрос нам поможет артикуляционный профиль. Внимательно посмотрите на экран. – Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука С – Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука Ш – Скажите, пожалуйста, чем же они отличаются? (положением языка, подъемом языка) При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. – Молодцы. Двигаемся дальше. |
Упражнение «Загадка» |
– А сейчас мы прибыли с вами на станцию “Игровая”. – Давайте немного поиграем. В роли язычка будут выступать наши ладошки. Когда я буду произносить звук С, язычок опускается вниз, когда я произнесу звук Ш, кончик язычка поднимается вверх. Ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша. Са-са-са, масло, сыр и колбаса. Ша-ша-ша, уши, шея и душа.
|
Дифференциация звуков [с] и [ш] упражнение «Станция игровая»……..
|
Звук С на письме записывается буквой эС, а буква эС очень похожа на кусочек сыра. – Звук Ш на письме записывается буквой Ша, а буква Ша очень похожа на шкаф. – На что похожа буква эС? – На что похожа буква Ша?
|
|
Дифференциация в слогах Упражнение « Подружи звуки»
|
– Перейдите пожалуйста к компьютерам. Вам необходимо разложить предметы в по корзинам обозначенными звуками С и Ш.– Двигаемся дальше. Мы прибыли на станцию “Запоминайкино”.
|
|
|
Развитие фонематического восприятия Упражнение « Учимся говорить правильно» |
– Сейчас я хочу проверить вашу память. Я назову ряд слов, а вы должны постараться запомнить их и повторить. Определить к какому времени года они относятся.Мороз, сугробы, вьюга – какому времени года относятся эти слова? (к зиме)
|
|
|
|